Здравствуйте, девочки!
Минский вагонный участок. В пункте формирования составов в рейс в лучах солнца сверкают вереницы вагонов. Навстречу с пухлыми дорожными сумками торопятся молодые парни и девушки, их недельная смена закончилась. По платформам снуют заводные электротележки — развозят провиант: воду, чай, кофе и другие вкусняшки в дорогу. Поезда начинают экипировать задолго до их отправления. Из кузова грузовика рабочие подают в вагон белоснежные мешки свежего постельного белья. На вагоне надпись «Беларусь» — значит, поезд фирменный.
— Здравствуйте, девочки! — любя приветствует своих подопечных начальник пассажирского поезда Владимир Базылев. Проводит инструктаж по технике безопасности. Затем у проводников пассажирского поезда по распорядку время в комнате релаксации.
В бригаде фирменного поезда «Беларусь» 11 проводников пассажирского вагона.
— Люди от нас или сразу уходят, или задерживаются надолго, — Владимир Базылев на железной дороге уже три десятка лет. Он объясняет: — В бригаде фирменного поезда «Беларусь» 11 проводников пассажирского вагона. За годы работы вместе мы уже как одна большая семья.
Тонкости дела
На фирменных поездах проводники — девушки. Да и в целом, женщин в этой профессии заметно больше. В частности, в Минском вагонном участке из всех проводников представительниц прекрасного пола в пять раз больше, чем мужчин.
Проводники пассажирского вагона поезда «Беларусь» Людмила Бартасевич и Виктория Березина, как и другие, попали в профессию после колледжа, было им по 18 лет. Приобрести опыт помогали старшие товарищи, подсказывали тонкости профессии, которые в учебниках не сыщешь. Впрочем, так, наверное, везде.
Даже во время подготовки поезда к рейсу проводники работают по графику — трехчасовые смены. Застилают постели, пылесосят, моют санузлы.
Девушки два года верой и правдой работали на пятом разряде, прошли аттестацию — получили шестой. Он дает право работать на фирменном поезде. Работать там престижнее, вагоны комфортнее и зарплата чуть выше. Но одной самозабвенной работы недостаточно, на фирменные поезда отбирают трудолюбивых, ответственных девушек. Красоту подчеркивают спокойный макияж и форма нового фасона. Проводницы признаются при этом: яркая косметика и длинные ногти в их профессии — табу.
За неделю выходит три «оборота» — это такой термин. Три рейса в Москву и обратно. Все эти дни проводники живут в купе, это их маленький дом. Спальные места узкие, зато есть микроволновка, холодильник.
Даже во время подготовки поезда к рейсу проводники работают по графику — трехчасовые смены. Застилают постели, пылесосят, моют санузлы. Вагоны чистые, аккуратные. В купе приятно находиться, на столиках составлен легкий перекус: чипсы, печенье, вода. Они, в отличие от завтрака из вагона-ресторана, не включены в стоимость билета.
Разные попадаются пассажиры. «Но работа есть работа, — поясняет Людмила Бартасевич. — Считаешь про себя до пяти и улыбаешься».
Позвони мне, позвони
Девушки единогласны: когда шли на железную дорогу, их вели жажда романтики, поиск новых мест, путешествия. В действительности же совсем не так: погулять по Киеву или Москве не получится — покидать вагон запрещается.
После посещения вагона-ресторана пассажиры расслабляются, им хочется поговорить, тем более с привлекательными проводницами. Изливают им душу, оставляют визитки с телефоном — «на всякий случай». От немного навязчивых коммуникаций девушки стараются корректно уходить.
Разные попадаются пассажиры.
— Но работа есть работа, — поясняет Людмила Бартасевич. — Считаешь про себя до пяти и улыбаешься.
Все же тяжелая у проводниц работа: и физически, и психологически. Они и тонкие психологи, и мастера клининга, официанты и самое главное — настоящие красавицы при любой погоде, в любое время дня и ночи.
Острые углы в общении с провожающими, которые задерживаются в тамбуре, или с теми, кто собирается закурить в вагоне, что строго запрещено, проводницы мастерски сглаживают, тактично и с неизменной улыбкой. А в любой нештатной ситуации помогут мужчины: начальник пассажирского поезда, заведующий производством, поездной электромеханик.
Необычный график проводникам даже по душе. Правда, по словам девушек, им даже и недели толком не хватает, чтобы отдохнуть. Виктория из Гомельской области, Людмила — из Гродненской. День на дорогу в одну сторону, день отсыпной. Не успели расслабиться, как снова пора на работу.
Все же тяжелая у Людмилы и Виктории работа: и физически, и психологически. Они и тонкие психологи, и мастера клининга, официанты и самое главное — настоящие красавицы при любой погоде, в любое время дня и ночи.
ikras@sb.by