“Чтобы быть вместе, необязательно становиться одинаковыми...”

Депутат Государственной Думы Елена ДРАПЕКО окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, актриса театра и кино. Зрителям запомнилась по ролям в кинофильмах “А зори здесь тихие”, “Вечный зов”, “Меченый атом”, “Одиноким предоставляется общежитие”. Заслуженная артистка РСФСР. Лауреат премии Ленинского комсомола. Занимала должность председателя комитета по культуре и туризму мэрии Санкт-Петербурга. Перед избранием в Думу — профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
— Актерская профессия, как и профессия политика, публичная. Над судьбой Лизы Бричкиной рыдали миллионы. Работа депутата Драпеко таких сильных эмоций не вызывает. Хотя, может быть, вы вкладываете в нее гораздо больше души, знаний, характера. Это вас не смущает?
— Совершенно. Я не считаю, что моя депутатская деятельность должна вызывать у народа такие же сильные эмоции, хотя в нашей работе их достаточно. Мне, например, иногда хочется задушить своих оппонентов, а я, сжав зубы, вынуждена убеждать людей, чьи коммерческие или корпоративные интересы вошли в противоречие с государственными. И бессмысленно взывать к их совести. Можно только загнать их в угол знанием законодательства, то есть заставить выполнять законы.
— Что общего в работе актера и политика?
— То, что свои проблемы и амбиции они оставляют за сценой, за порогом рабочего кабинета. У артиста могут быть серьезные личные проблемы, неприятности. Но когда он выходит на сцену, обо всем забывает, помнит только о роли, о спектакле. Так же и политик. Когда входишь в здание Государственной думы, собственные проблемы оставляешь за ее стенами. Эта привычка у меня с давних пор. Живу как бы двумя жизнями. Кроме того, актерская профессия требует всего тебя, личной жизни, как правило, нет. У политика тоже. Ты круглые сутки политик или актер — если относишься к своим обязанностям серьезно.
— Приходилось ли вам сниматься в Беларуси?
— Да, я снималась на студии “Беларусьфильм” в детском фильме “Тихие троечники”, играла маму одного из мальчиков. О том времени у меня остались самые теплые воспоминания: в течение многих лет директор киностудии поздравлял меня с Новым годом. Это было очень трогательно. Такого никогда до этого не было, а я знаю, что говорю, потому что снималась на всех киностудиях страны.
Я давно люблю Беларусь. В Барановичах у меня есть родственники, мой двоюродный брат был там командиром авиационного полка. А президент Гильдии актеров Беларуси Светлана Суховей — моя подруга. В молодости мы с ней снимались в фильме “Мужество” — о строительстве Комсомольска-на-Амуре. На международных кинофестивалях нас всегда селили в один номер. Поскольку обе мы Скорпионы по знаку Зодиака, родились с разницей в два дня, нас называли “два скорпиона в одной банке”. Это милейшая, очаровательная, серьезная, дотошная женщина. Когда мы создавали Гильдию актеров кино СССР, затем Российской Федерации, я была президентом Ленинградской организации, Евгений Жариков — Московской и Всероссийской, а Светлана Суховей — Минской. С тех пор мы с ней общаемся не только как подруги, но и по делам.
Последний раз я была в Беларуси на юбилее Минска в составе делегации города-героя Ленинграда, там в это время проходил слет городов-героев стран СНГ. Нашу делегацию, в которую входили представители всех слоев общества — от заслуженных ветеранов в орденах до членов молодежных организаций, — принимал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Во время празднования юбилея белорусской столицы мы наблюдали удивительную сцену, о которой в России я всем рассказываю, но мне никто не верит. Хотя ее видели 10 человек. Ночью в честь города был салют над озером в центре Минска. Нас туда привезли. Вижу, недалеко в кустах несколько мужичков открывают бутылку, разливают содержимое по пластиковым стаканам и произносят серьезно, без всякого шутовства, тост: “За президента”. Такого я никогда не видела и представить не могла, чтобы в темноте, в кустах, когда тебя никто не видит, не чиновники, не начальники, желающие выслужиться, а простые мужики пьют за президента страны. Тогда-то я и поняла, что любовь к Александру Григорьевичу у населения глубинная. Это в интеллигентской среде, которая думает, что где-то лучше, чем в Беларуси, наблюдаются какие-то оппозиционные течения.
— Думаете ли вы о совместных с Беларусью постановках фильмов?
— Оказалось, сегодня это одна из серьезнейших проблем. Как депутат я столкнулась с совершенно ненормальной ситуацией: у России с Болгарией, Италией есть соглашения о совместной постановке фильмов, а с Беларусью и странами СНГ нет. Поэтому, если мы затеваем российско-белорусскую картину и собираемся ее финансировать 50 на 50, в России этот фильм не будет признан национальным, и Госкино не сможет его финансировать. В законе РФ о национальном кино написано, что таковыми считаются фильмы, в которых финансирование иностранного государства не более 30 процентов. Мы — Союзное государство, поэтому такое соглашение между нами необходимо. Комитет дал поручение Министерству культуры заключить со странами СНГ, и Беларусью в том числе, двусторонние соглашения о совместных постановках.
— Чем еще занимаетесь как депутат?
— Проблемами Киноцентра — нашей общей со странами СНГ собственности. Он располагается в Москве, в громадном, дорогостоящем здании, построенном на общие средства союзов кинематографистов союзных республик. Когда Советский Союз распался, мы стали делить собственность, сначала акционировав ее. Каждый союз получил свой пакет акций. А белорусские акции пропали. Что с ними случилось, неизвестно до сих пор.
Еще одна общая проблема — создание совместных творческих союзов. В Союзном государстве должны быть единые общественные структуры: так называемая народная дипломатия связывает нас крепче, чем политическая и экономическая интеграция. Но у нас еще не было ни совместного заседания правления Союза кинематографистов, ни общего координационного совета творческих союзов, где мы могли бы обсудить общие проблемы, касающиеся и творчества, и производственной базы, и конфликтных ситуаций.
— Вы постоянно говорите о возрождении творческих союзов. Это так важно?
— Конечно, важно. Человек нуждается в социуме, в котором он может сформироваться, найти поддержку. Творческие люди творят в одиночку. Это очень трудный, интимный процесс, здесь бывают взлеты, падения. Кроме того, социально мы, особенно в Российской Федерации, не защищены. Наши деятели культуры просто бомжи, если не работают в учреждении, допустим, не служат в театре, музее. Я имею в виду художников, композиторов, поэтов. Эту проблему мы не можем решить уже много лет. Наше правительство с нами не соглашается, оно считает, что творчество — это предпринимательская деятельность. Если поэт пишет стихи — значит, занимается бизнесом и зарабатывает деньги. Поэтому должен платить налог на доход.
Раньше у наших деятелей культуры были льготы по трудовому стажу. А это очень сложный вопрос. Как, например, исчислять стаж композитору, который пишет не эстрадные песни, а серьезную симфоническую музыку? Или художнику, в течение пяти лет работающему над серьезным полотном, а не штампующему поделки, которыми завален Старый Арбат? Никак.
— Какое значение, на ваш взгляд, имеет строительство Союзного государства для стран СНГ?
— Очень большое. Во-первых, экономически мы крепко интегрированы друг в друга. Беларусь сохранила и развивает высокие технологии, всегда была сборочным цехом Советского Союза. Для нас, утративших многие производства, это очень важно. С помощью белорусских коллег мы можем возродить то, что утратили. По многим отраслям они монополисты. Мы уже привыкли к белорусским товарам, по качеству ничуть не уступающим импортным. Белорусской мебелью, между прочим, оборудована Государственная дума, квартиры депутатов, гостиницы. Она недорогая, надежная, из массива, а не из прессованной крошки, поэтому пользуется большим спросом у населения разных регионов России.
Женщинам могу посоветовать перейти на недорогое белорусское белье. Я это сделала уже давно: у него удобный крой, натуральные ткани. В магазинах появились хорошая белорусская обувь, химия, косметика. Беларусь все мощнее выходит на наш рынок, и мы этому очень рады, даже психологически. Гордимся тем, что “наше лучше всех”.
Беларуси, думаю, без России тоже не выжить. По численности населения Беларусь маленькая страна. На Западе враждебное окружение, она ощущает на себе несправедливое отношение
ОБСЕ. Поэтому, считаю, надо крепить нашу дружбу. У нас взаимный интерес друг к другу в сфере обороны и безопасности, духовной жизни, в экономике, нам надо учиться друг у друга. Да, у нас разные системы, но это не слабость, а сила нашего союза. Недостатков, которые были в России, Беларуси удалось избежать. Зато она может взять на вооружение достоинства, которые есть у российского государства. Чтобы быть вместе, нам не надо становиться идентичными. И мировой опыт говорит о том, что внутри одного государства можно иметь разные экономические уклады. Я с удивлением, например, узнала, что в Японии есть 1600 колхозов, а в Америке 500 народных предприятий. Это говорит о том, что внутри одной системы возможно существование разных подсистем.
Что касается стран на постсоветском пространстве, то, думаю, они смотрят, что у нас получится. Если будет взаимная выгода, остальные к нам подтянутся. У нас нет шансов расстаться. Даже если захотим, не сможем улететь на другое полушарие. Мы связаны энергетическими, историческими нитями, геополитическим натиском со всех сторон, в том числе и стран НАТО. 16 новых военных баз, появившихся по периметру России, — реальная угроза, о которой сегодня можно говорить открыто. Мы не можем закрывать глаза на то, что происходит в Грузии, на Украине. Налицо изменение оборонного дисбаланса. У нас есть договоренности, соглашения с НАТО, но они нарушаются. Мы должны учитывать это и прямо смотреть в глаза вызовам сегодняшнего дня, чтобы завтра не стесняясь смотреть в глаза своим детям.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter