Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как заставить картинку двигаться, почему клиент не всегда прав и где волшебная кнопка «сделать красиво»? Руслан Газизов отвечает на вопросы о работе моушн-дизайнера

Чтобы было красиво

Найти дело всей жизни никогда не поздно. Потому что любая профессия начинается с людей – знания приходят постепенно. В рубрике «А что, если ты…» мы задаем наивные вопросы представителям необычных профессий и получаем на них умные, неожиданные и очень честные ответы. А наш пошаговый гид – специально для тех, кто только-только планирует освоить новые специальности и направления.


Как заставить картинку двигаться, почему клиент не всегда прав и где волшебная кнопка, чтобы «сделать красиво»? На вопросы о своей профессии отвечает Руслан Газизов – моушен-дизайнер, ведущий дизайнер-график телеканала ОНТ.

1. Итак, хочу стать моушен-дизайнером. С чего начать?

– Лучше, конечно, немножко поучиться. Нет ни одной серьезной программы, которую можно освоить с первого раза. Хорошо бы еще иметь режиссерские задатки и способности к рисованию. Хотя мало просто уметь рисовать. Необходимо выстраивать в голове целые сцены, создавать композиции… Ну и, конечно, важно освоить те программы и инструменты, которые понадобятся в работе. Если говорить о сфере телевидения, то без знаний Adobe After Effects у нас вообще никуда.

– Моя задача – сделать так, чтобы зритель не понял, что кадр графический, а не съемочный

2. Как объяснить бабушке, что такое моушен-дизайн?

– Это компьютерная графика, которая двигается. Мы не рисуем статичных картинок. Все, что делаем, должно иметь развитие во времени. 

3. Любой школьник, умеющий делать титры, плашки или заставки в 2D, – это моушен-дизайнер? 

– По сути да. Но есть нюансы, и их достаточно много. Квалификации школьника хватит для школьного фильма или презентации, но работать на фрилансе с серьезным заказчиком он вряд ли сумеет. Поэтому такие школьники – это, скорее, начинающие моушен-дизайнеры.


4. Часто заказчики просят «сделать красиво»? 

– Всегда. Но есть определенные ограничения. В частности, в телевизионной отрасли, где работаю я. Корпоративные цвета, брендированный контент – отступать от этого мы не имеем права. Если я делаю что-то для «Наших новостей», то должен творить по определенным шаблонам. А если говорить о работе в целом, то «сделать красиво» – это основное (а часто и единственное) условие заказчика. Жаль только, ни в одной программе нет кнопки «сделать красиво». 

5. Что еще нужно моушен-дизайнеру, кроме мышки и монитора? 

– Желание трудиться. Чувство вкуса. Чувство ответственности. Что касается оборудования, то перечисленного на первых порах будет достаточно. Хотя есть еще куча приспособлений, которые позволяют расширить инструментарий. Например, бывают задачи, где часть работы необходимо посвятить рисованию от руки. Тогда без графического планшета не обойтись. 

6. Моушен-дизайнер на монтаже что-нибудь решает?

– Честно говоря, на монтаже решать что-то уже слишком поздно. На монтаже работают с теми кадрами, которые отсняты, и переделывать их часто нет времени. Все решения следует принимать на стадии обсуждения сценария. Это так называемый застольный период, когда режиссер, операторы, дизайнеры графики собираются вместе и проговаривают то, что должно получиться на выходе. Что можно, а что нельзя? Как будут двигаться объекты в кадре? Какая стилистика, цветовая палитра? На монтаже такие вещи не обсуждаются.



7. Клиент всегда прав? 

– Нет. У клиента всегда есть желание получить некое чудо. Для этого как раз нужен застольный период, чтобы собрать перечень требований и условий со стороны клиента и постараться объяснить ему, что возможно, а что нет за тот бюджет и с теми технологиями, которые сейчас применяются. В некоторых случаях клиент может чего-то не знать, и задача дизайнера заключается в том, чтобы рассказать ему о брендбуке и стилистике и объяснить, почему нельзя запихнуть магов и фей в кино о Великой Оте­чественной. 

8. Сделать ролик в 3D быстре­е и дешевле, чем орга­низовать полноценные съемки? 

– Не всегда. Изначально графику рисовали тогда, когда нельзя было что-то снять камерой. Скажем, стояла задача сделать фильм о мегалодоне, вымершем миллионы лет назад. Конечно, без графики там не обойтись. В то же время полноценные съемки не заменишь компьютерными технологиями. Если речь идет о простых формах, то нарисовать что-то чаще легче, дешевле и быстрее. Но в случае со сложными формами графика будет стоить значительно дороже съемки.

9. Зачем платить моушен-дизайнеру, если можно самому собрать ролик на специальных сайтах за гораздо меньшие деньги?

– Хороший вопрос. Отвечу так: можно зайти в магазин и купить торт в кулинарии. А можно заказать у кондитера. Соответственно, если вам достаточно уже существующих графических шаблонов в интернете, пожалуйста, пользуйтесь. Но это обычная лицензия, которую вы купите за 50 рублей, и такая анимация будет у всех. Если же хотите чего-то уникального, сделанного с учетом всех ваших пожеланий, то нужно идти к дизайнеру и ставить ему задачу. 

10. Как сделать так, чтобы зритель не понял, нарисованный перед ним мир или настоящий? 

– Здесь важно понимать: то, что в нашей стране делают руки одного человека, за рубежом – целая коман­да специалистов. Это 3D-моделлеры, текстуровщики, аниматоры. И самый главный человек в финальной стадии этого процесса – композер, который отвечает за реалистичность картинки. Его задача – сделать так, чтобы зритель не понял, что кадр графический, а не съемочный. Композер должен владеть своей профессией в совершенстве, знать и учитывать законы оптики и физики, владеть навыками цветокоррекции. Только тогда получится нужная картинка, и зритель не заметит подмены.

11. В моушен-анимации есть мода? 

– Да, как и везде, где есть технический прогресс. В нашей отрасли технологии не стоят на месте, постоянно появляются новые наработки. То же самое касается эстетической стороны. Например, когда вышли «Трансформеры», их начали рисовать абсолютно все. Соответственно, технология стала стремительно дешеветь и ушла в массы. Потом интерес к ней упал, появилось что-то более модное и трендовое. И так год за годом. На белорусском телевидении, например, сейчас есть мода на дополненную реаль­ность. 

СПРАВКА «ЗН»

Руслан Газизов – ведущий дизайнер-график телеканала ОНТ. Старший преподаватель компьютерной графики в Белорусской государственной академии искусств. На ОНТ – с 2008 года. В 2015-м окончил Белорусскую государственную академию искусств по специальности «режиссер телевидения», там же окончил магистратуру и аспирантуру. 

leonovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter