Чтобы бизнес пошел в глубинку, нужны простые и понятные законы

Основные элементы правового поля для предпринимателей уже созданы. Что дальше? Проект Закона “Об унитарных предприятиях”, который планируется рассмотреть в первом чтении на весенней парламентской сессии, создаст правовое поле для деятельности УП, в том числе частной формы собственности. Этот шаг вместе с другими мерами по совершенствованию законодательства практически завершит формирование правового поля в сфере деятельности предпринимателей, считает председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Беларуси Анатолий ПАВЛОВИЧ.

— Принятый ранее Закон “О хозяйственных обществах”, в разработке которого самое активное участие принимали депутаты нашей постоянной комиссии, определил правовое поле деятельности предприятий, зарегистрированных в статусе ООО (общество с ограниченной ответственностью), ОДО (общество с дополнительной ответственностью), ОАО (открытое акционерное общество), ЗАО (закрытое акционерное общество), — отметил он  в интервью “НГ”. — Закон “Об унитарных предприятиях” расставит все точки над “i” в отношении УП.
На начало текущего года в Беларуси, по данным Министерства юстиции, было зарегистрировано почти 22,5 тысячи унитарных предприятий. В это число включены и мелкие частные предприятия, и гиганты отечественной индустрии — МАЗ, БелАЗ, БМЗ и многие другие. О значимости их роли в экономике страны свидетельствует тот факт, что, по подсчетам Министерства экономики, вклад государственных унитарных предприятий в ВВП страны составляет 45 процентов, частных — 10 процентов.
В настоящее время при создании, деятельности, ликвидации, распоряжении имуществом, других вопросах, связанных с УП, руководствуются множеством законодательных актов. В Законе “Об унитарных предприятиях” мы стараемся собрать почти все воедино. При этом планируется конкретизировать некоторые положения, в плоскости которых  до недавнего времени могли возникать разночтения. Разногласия могли появиться, например, при решении вопроса о том, кто вправе распоряжаться зданием на территории предприятия: учредитель УП или нанятый им директор?
— Как представители самих унитарных предприятий оценивают данный законопроект? Насколько известно, при работе над проектом Закона “О хозяйственных обществах” в адрес разработчиков поступило несколько сотен замечаний и дополнений.
— Таких замечаний и дополнений много и сейчас, но значительно меньше, чем было при подготовке законопроекта. Но это не значит, что заинтересованные стороны ведут себя менее активно. Просто мы учли многие пожелания еще на предварительной стадии.
Большинство предлагаемых правок носят редакционный  и уточняющий характер, не направлены на коренное изменение проекта. Поступившие замечания затрагивают в основном вопросы языков наименования предприятия (нужна ли помимо русской и белорусской иноязычная версия), содержания устава, прав и обязанностей, ответственности руководителей, процедур учреждения, ликвидации и реорганизации субъектов хозяйствования.
Наша задача — создать своеобразную настольную книгу директора УП, при этом не перегрузить ее повторами норм, закрепленных в других документах, но и минимизировать количество отсылок к иным законодательным актам.
— В принятии Закона “Об унитарных предприятиях”, как вы сказали, заинтересованы и представители частного бизнеса. Как вы в целом оцениваете состояние законодательства, которое определяет развитие предпринимательства в Беларуси?
— Новации в законодательстве в минувшем году и начале текущего показали заинтересованность государства в развитии предпринимательства. Различные меры были направлены на улучшение делового климата, повышение привлекательности сферы малого бизнеса.
Среди наиболее значимых решений 2006 года необходимо отметить Комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденный Советом Министров Беларуси в августе. Комплекс мероприятий предусматривает, в частности, дальнейшее упрощение условий регистрации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, закрепление заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования, упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования, оптимизацию учета и отчетности, развитие инвестиционной, инновационной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала.
Очередным шагом в дебюрократизации стало принятие в апреле  Декрета  Президента № 6, предусматривающего реализацию принципа “одного окна” при регистрации субъектов хозяйствования, а в сентябре — Указа № 574 “О некоторых вопросах взимания государственной пошлины”, существенно снизившего ставки госпошлин. В целях совершенствования системы мер экономической и административной ответственности в конце июня был подписан Указа Президента № 419 “О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений”. Мощным стимулом к дальнейшему снятию административных барьеров стала Директива Президента № 2.
Принятые в начале текущего года указы № 77 и № 108 упростили доступ предпринимателей или тех, которые только собираются открыть свое дело, к покупке находящихся в республиканской собственности зданий, сооружений, иного недвижимого имущества, которое так необходимо для развития бизнеса. И, наконец, указ № 119 создал дополнительные стимулы к учреждению предприятий в малых городах, к перерегистрации индивидуальных предпринимателей и продолжению деятельности в более цивилизованных условиях в статусе юридического лица.
Многое уже сделано, но мы все еще только в начале большого пути.
— В каком же направлении, на ваш взгляд, необходимо двигаться дальше?
— В указе № 119, который я упомянул, предпринимательским субъектам с численностью работников до 15 человек предоставляются льготы в сфере налогообложения. Это, по сути, часть того, что было предложено в проекте Закона “О поддержке малого и среднего предпринимательства”.
В этом документе предлагалось малыми считать предприятия с численностью занятых на них от 16 до 100 человек. Оставалось и понятие “индивидуальный предприниматель”. Но вместе с этим выделялись микроорганизации (юрлица с количеством работников не более 15), субъекты среднего предпринимательства (101—250 человек). Такая дифференциация, как мы полагаем, позволила бы усовершенствовать поддержку предпринимателей, расширила бы круг субъектов, которые могут претендовать на нее.
Выделение микроорганизаций важно для индивидуальных предпринимателей, которые могут с минимальными усилиями зарегистрироваться в статусе юридического лица, перейти на более высокий уровень развития бизнеса. Таким образом, государство демонстрирует последовательность и прозрачность своей политики, совершенствует систему не директивными методами, а путем создания экономических стимулов.
В рамках такой линии рано или поздно мы можем прийти к заявительному принципу регистрации субъектов предпринимательства, резкому сокращению отчетности и документооборота. Важно упростить и процедуру ликвидации предприятий. Любой бизнес — это риск. Если человек ошибся, нужно дать ему второй шанс. Возможно, в этот раз попытка будет более удачной.
Стимулирование предпринимателей может стать важным подспорьем в реализации программы развития малых и средних городов. Для того чтобы бизнес пошел в глубинку, нужно сделать законодательство более прозрачным, гарантировать предпринимателям поддержку, обеспечить им защиту. Без этого не достичь успеха. У нас есть много талантливых, умных людей. Нужно создать условия для того, чтобы они работали на пользу своей семье, своей деревне, городу, на пользу всей стране.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter