Чтоб не стало пусто там, где было густо!

В Минской области упраздняют сельсоветы. Всего сокращению подлежат 57 административных единиц

Решение утверждено депутатами областного Совета. Они сошлись во мнении, что оптимизация сельских Советов — веление времени. Ожидается, что она должна принести экономический эффект, упорядочит работу госслужащих, положительно скажется на работе с обращениями жителей. Отныне на территории каждого сельсовета будет функционировать как минимум одна сельхозорганизация.

На мой взгляд, само по себе сокращение численности сельсоветов не решит проблем местного самоуправления. Оно нуждается в коренных реформах, в первую очередь, в усилении полномочий власти на местном уровне.

Суть в том, станут ли проще решаться вопросы из той самой непростой деревенской реальности? И потом, не секрет, что в умах сельчан еще очень твердо «сидит» вполне резонный довод: с закрытием сельсовета, школы, фермы любая деревня угасает быстрее. Тому, к сожалению, есть немало примеров, что называется, из глубин сельской жизни, а не только из аналитических выкладок экспертов.

Состав сельских Советов  немногочислен. Они состоят из 10—15 депутатов, а работа является «почетной общественной нагрузкой» и практически никак не компенсируется.

А вот основной проблемой является недостаточное финансирование их деятельности, чтобы обеспечивать широкий круг потребностей местных жителей: от вывоза мусора до социальной помощи инвалидам.

В некоторых сельсоветах  источники собственных доходов составляют  не более 10 процентов расходной части бюджета, а остальная часть  покрывается  при помощи дотаций, что в значительной степени снижает уровень их  самостоятельности как административной структуры. При этом даже в относительно благополучных сельсоветах расходы  бюджетов «на душу населения» не превышают двух — трех миллионов рублей в год. Собственные доходы сельсоветов — от продажи, сдачи в аренду земельных участков, налогов на землю и недвижимость, госпошлины за нотариальные действия, сборы с заготовителей, курортный сбор. Так что особой экономии, даже в масштабах региона, не предвидится.

Тем не менее сегодня Советы решают практически все текущие проблемы сельчан. На них лежит ответственность не только за их условия жизни, но и за работу школы и ФАПа, детского сада и бани, за подачу воды и газа, за телефонную связь и освещение, за социальное обслуживание и устроенность семей. И еще за десятки невидимых глазу вопросов, из которых складываются будни села.

С одной стороны, сельские Советы, лишенные финансовой основы, вряд ли представляют собой эффективные структуры. Но, с другой стороны, пусть в большинстве случаев и формально, но они все же обеспечивают связь населения через выбранных депутатов с вышестоящими инстанциями, которые обладают реальными возможностями.

С ликвидацией административной единицы, возможно, возникнет еще один острый вопрос — закрытие объектов инфраструктуры. При отсутствии местной власти, и пусть редком, но все же постоянном числе посетителей сельсоветов они просто-напросто захиреют. А ведь нужно решать и транспортную проблему. Как сейчас, при почти полном отсутствии дорожного сообщения между деревнями, добраться до Совета? Может, не стоит «резать по-живому», а провести мониторинг на местах и еще раз проанализировать последствия.

«Разрушить просто, восстанавливать гораздо труднее», — гласит народная мудрость.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter