Чтоб не отстать поодиночке

Строительство Союзного государства предполагает создание единого образовательного пространства. Как с этим обстоят дела сегодня, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Павел БЕРКС.

— Павел Михайлович, программа “Формирование и развитие единого образовательного пространства Союзного государства” разрабатывается 10 лет. Уже можно сказать, что она на стадии завершения?
— К сожалению, нет. Дело в том, что с каждым годом разница в требованиях двух стран к образовательным стандартам увеличивается. У нас, например, нет единства в подходах к содержанию образования, классификаторам специальностей. В учебных планах и программах отсутствуют курсы и разделы, посвященные вопросам интеграции Беларуси и России. А ведь это очень важно для подрастающего поколения, которое даже о том, что мы не так давно жили в едином государстве, знает только по рассказам скорее бабушек и дедушек, чем родителей.
— Какую цель вы преследуете, разрабатывая концепцию единого образовательного поля?
— Прежде всего повысить в Союзном государстве качество образования всех уровней, чтобы не отстать от стран с динамичными и конкурентоспособными экономиками. Сейчас время высоких технологий, поэтому совершенно очевидно, что только высокообразованные, интеллектуально развитые граждане смогут создать благоприятную среду для технического прогресса. И добиться этого можно, создав необходимые законодательные, экономические и социальные условия. То есть обеспечив равные для россиян и белорусов возможности получения качественного образования, построенного на единых учебных программах и процессе.
Нельзя сказать, что в этой сфере ничего не делается. Например, в Смоленске под патронатом правительства Союзного государства Беларуси и России работает первый Российско-Белорусский университет — местный филиал Московского государственного университета сервиса (МГУС). Два его факультета готовят специалистов по туристическому и гостиничному сервису. Абитуриенты филиала — выпускники российских и белорусских школ.
В Петербурге в рамках проекта “Союзный научный образовательный центр — Университет интеграции” появилось Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Это совместный проект университетов Петербурга и Гомеля, Московского государственного института электроники и математики, Белорусского национального технического университета. Его основная цель — совместная подготовка специалистов с высшим образованием для Союзного государства и Евразийского экономического сообщества с учетом расширения образовательного пространства, развития новых информационных образовательных технологий, совершенствования научно-методического обеспечения. В перспективе — переход на интегрированные программы обучения, вовлечение в этот процесс новых государств, совершенствование нормативно-правовой базы образовательного процесса, расширение масштабов подготовки по специальностям, представляющим интерес для Союзного государства и Евразийского экономического сообщества. Летом в Голубом зале посольства Республики Беларусь в Российской Федерации прошла торжественная церемония вручения дипломов первым выпускникам — белорусским студентам, окончившим Московский государственный институт электроники и математики и Санкт-Петербургский государственный университет.
В Могилеве открыт Белорусско-Российский университет. Преподавание в нем ведется и по российским, и по белорусским образовательным стандартам и программам.
В Минске открыт филиал Московского государственного социального университета. За счет союзного бюджета этот вуз готовит специалистов для работы в социальной сфере. Сегодня в филиале обучается более 500 студентов. Белорусские вузы, например, не готовят специалистов-технологов по отдельным специальностям в области пищевых производств, поэтому выпускники из различных областей Беларуси учатся в Московском государственном технологическом университете пищевой промышленности. В МГУ открыт филиал БГУ, а в последнем — филиал МГУ.
Большая заслуга в строительстве единого образовательного поля принадлежит члену Совета Республики Национального собрания РБ, члену Парламентского Собрания Союза Беларуси и России ректору Белорусского национального технического университета Борису Хрусталеву. Самый яркий пример — издание единого методического пособия для вузов России и Беларуси, сигнальный экземпляр которого я вручил Председателю Парламентского Собрания Борису Грызлову. Но это, конечно, капля в море. Мы испытываем огромную потребность в литературе, адаптированной к учебным программам России и Беларуси, к российским и белорусским учебным заведениям.
Нельзя не сказать и о возрождении стройотрядовского движения, что нас очень радует. Летом в российских стройотрядах работают тысячи студентов из Беларуси.
— Какова роль в процессе создания единого образовательного пространства органов исполнительной власти двух стран?
— Много воды утекло с тех пор, как союзное правительство рекомендовало союзным министерствам и ведомствам провести совместные коллегии. К сожалению, российская сторона этого не сделала до сих пор, хотя необходимые материалы уже готовы. Под различными предлогами сроки проведения постоянно переносятся. Создается впечатление, что профильное российское министерство, непосредственно отвечающее за образование Союзного государства, не желает этим заниматься и тормозит процесс как может.
Кроме единых программ обучения, должны быть единые экзаменационные требования в средней и высшей школе, учебники, методические пособия и многое другое. Сегодня этого нет.
Но и это еще не все. В бюджете Союзного государства на образование, включая научные работы, издание научной, учебной, методической литературы и так далее, выделена унизительно смешная цифра. Хорошо хоть в последнее время удалось решить проблемы, касающиеся свободы перемещения студентов и преподавателей, получения стипендий, защиты диссертаций, правил поступления в вузы, проживания в общежитиях и так далее.
— В Беларуси образование для прошедших по конкурсу бесплатное. В России его хотят перевести на коммерческую основу. Как в таких условиях строить единое образовательное пространство?
— Заложить в союзное законодательство нормы, которые бы охладили пыл российских бизнес-реформаторов от образования. С их видением развития образовательной системы талантливые, окончившие среднюю школу ребята в Тамбовской, Саратовской губерниях не будут иметь шансов получить высшее образование. Если для москвича заплатить за обучение 30 тысяч рублей нормально, то для большинства российских абитуриентов, жителей глубинки, это сумасшедшие деньги. А на бюджетных отделениях мест явно недостаточно, да и пробиться туда с подготовкой областного центра крайне сложно. Кроме того, несмотря на то, что Минобразования России уверяет нас, что бюджетные места сохранит, в большей степени, думаю, это декларация, поскольку выгоднее взять одного абитуриента, который будет платить хорошие деньги, чем несколько безденежных. В первом случае можно будет повысить зарплату педагогам, приобрести дорогие учебники и так далее.
В Беларуси, во-первых, за обучение платят те, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места, но хочет учиться. Во-вторых, сумма, выделяемая в стране на образование, в процентном отношении гораздо выше, чем в России. А мы, увлекшись погоней за прибылью, рискуем потерять статус государства со всеобщей грамотностью.
— Недавно в Гомеле завершилась олимпиада российских и белорусских школьников “Россия и Беларусь: историческая и духовная общность”. Какую цель преследуют устроители союзных олимпиад, есть ли от подобных встреч школьников какие-то практические результаты?
— Основная цель — крепить дружбу нашей молодежи, развивать сотрудничество и взаимодействие между российскими и белорусскими школами и вузами, повышать интерес ребят к истории, литературе, культурным традициям наших народов. Подобные олимпиады дают мощный толчок к развитию творческих способностей участников, способствуют гражданско-патриотическому воспитанию.
Вывод можно сделать такой: пока взрослые ищут консенсус, школьники на деле формируют общее образовательное пространство, демонстрируя и волю к единению, и общность интересов, и умение дружить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter