Чтоб «ЛаСкала» взор и слух

Здание Национального академического театра оперы и балета, построенное в 1935—1937 годах, архитектор Иосиф Лангбард реконструировал до последних дней жизни. Некоторые наброски мастера частично будут использованы и в нынешней реставрации главного храма Мельпомены

Ровесник Янки Купалы и Якуба Коласа архитектор Иосиф Лангбард оставил после себя не менее значимый, чем белорусские песняры, след в истории страны. Дом правительства в Минске, а потом и его малая копия в Могилеве – Дом советов стали символами городов, в разные времена примерявших статус столицы республики.

Здание Национального академического театра оперы и балета, построенное в 1935—1937 годах, зодчий реконструировал вплоть до последних дней жизни. Некоторые наброски мастера частично будут использованы и в нынешней реставрации главного храма Мельпомены. 

О том, что это действительно храм искусства, будут напоминать и четыре дочери Зевса: фанерные музы уже помещены в ниши фасада. Какой скульптор превратит их в изваяния из благородного камня или металла, определит будущий конкурс. Впрочем, прибывший на объект премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский сразу отверг лирические настроения, перейдя к нелицеприятным вопросам. Например, почему с более чем полутысячи человек до 356 сократилось количество работающих. Непонятен и неожиданно возникший на фактически главной стройке страны дефицит некоторых материалов. Имея опыт строительства Национальной библиотеки, премьер предложил рациональнее его использовать и чаще прислушиваться к мнению хозяина театра. 

— Как провела весну кровля, не протекала? – поинтересовался премьер-министр у художественного руководителя и одновременно директора Национального академического театра Валентина Елизарьева. Оказалось, замечаний нет. Маэстро больше беспокоит облик и внутреннее оформление фойе театра. 

— Второй этаж должен быть роскошным, — произнес Елизарьев. Оказалось, что проект не только с готовыми стенами, но и установленной мебелью и светильниками он пока не видел. 

Чертежи и эскизы смотрели вместе, отмечая индивидуальность кресел, которые должны быть изготовлены с использованием эксклюзивных решений. Уделили внимание и росписи потолка (зритель, пока не начался спектакль, должен «занять» глаза, напомнил Елизарьев), общей цветовой гамме. 

— Посмотрите цвет отделки, ткани, раскладку кресел, чтобы все это вписывалось в общую концепцию, — посоветовал премьер-министр. – В архитектуру должна органично вписаться мебель. Все нужно тщательно продумать. Мы делаем большое дело – государственный театр! 

Присутствовавший тут же заместитель премьер-министра Александр Косинец поручил до 1 сентября 2007 года специалистам «Белгос-проекта» завершить проектно-сметную документацию пусковых комплексов. Их три. Ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс планируется в июле 2007 года. Тогда смогут переехать балетная и театральная труппы. К осени 2008 года должен быть завершен второй пусковой комплекс. 

— Необходимо вернуть отделочников, такую задачу перед нами поставил премьер-министр, — рассказал министр культуры Владимир Матвейчук. – Вплоть до того, что привлечь коммерческие фирмы, напомнить им, что это государственный объект. 

Если раньше в здании театра кроме спектаклей проходили собрания и торжественные заседания, ныне статус публичности решено отнять. Впрочем, балетная и театральная труппы от этого лишь выиграют. Больше мест появится и в зрительном зале – 1207 вместо 1161, почти на 7 тысяч квадратных метров возрастет и общая площадь храма Мельпомены. 

— Новый год коллективу театра нужно встречать здесь, а генподрядчика обязательно пригласите на спектакль, — предложил премьер-министр. И поставил задачу к декабрю 2008 года завершить реконструкцию, сдвинув прежний срок почти на месяц. — Нам нужна качественная работа, — напутствовал он строителей. А архитекторам и дизайнерам предложил взять командировки в Италию и Францию: «Ла Скала» и Гранд-Опера должны послужить великолепным примером решений объектов культуры. 

Если споры о том, каким будет внутреннее оформление театра, почти завершены, то проектов прилегающей территории пока несколько. Например, Сергей Сидорский предложил возвести недалеко от театра 50-метровую стелу, на которой бы можно было водрузить внушительных размеров государственный флаг. Среди других мест для стяга – Октябрьская площадь или Национальная библиотека. 

А вот сквер возле театра может стать достопримечательностью по образу и подобию Александровского сада – главного парка в центре Москвы. Если разработчикам удастся воплотить идеи в жизнь, то ухоженные лавочки на площади Парижской коммуны возле памятника Максиму Богдановичу станут излюбленным местом отдыха минчан. Здесь появятся фонтаны, многочисленные скульптуры, украсит все вечерняя подсветка. За счет использования современных отечественных материалов поставлена задача на четверть удешевить проект. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter