Что же за всем этим следует?

Следует шить Помните Райкина: ".
Следует шить

Помните Райкина: "...Кто мне вместо воротника гульфик пришпандорил?" Было время - несмотря на риск получить вместо платья ночную сорочку, в ателье индпошива и дома мод народ валом валил: в магазинах ничего толкового не было. Сегодня на рынках - модного "челночного" товара на любой вкус и их услугами пользуются в основном обладатели нестандартных фигур.

А самих швейных и трикотажных ателье индпошива осталось всего 975 - почти втрое меньше, чем до перестройки.

Опытный закройщик в советские времена считался человеком весьма уважаемым. И связи у таких мастеров были, прямо скажем, министерские - ко всем "нужным" людям у них доступ имелся. Про закройщиков одного минского ателье, расположенного неподалеку от аэропорта, рассказывали, что слетать в Вильнюс пообедать для них было обычным делом. Какие проблемы, если летчики - постоянные клиенты? И получал закройщик не меньше профессора. Заказчик с улицы - это вал для плана, а стоящий клиент - для заработка и "свойских" отношений.

Минчанка Наталья Рылькевич, закройщица с 30-летним стажем, хорошо помнит те времена

: - Наше ателье относилось к высшему разряду. Сами понимаете, что за уровень для того времени. Мы в 7 часов открывались, а очередь клиенты еще с 5 - 6 часов занимали. А перед выпускными вечерами что творилось! Вообще под дверями ателье ночевали. Запись велась на полгода вперед. На пять минут в примерочную опоздаешь - возле кабинки уже человек 5 - 10. Первой примерки по 2 - 3 месяца дожидались. А сейчас... Желающих услугами индпошива пользоваться в 20, а то и в 30 раз меньше. Если за день пару человек приму - и то хорошо. В основном на ремонт одежду несут. На рынке схватят какую-то халтуру - а у нас латают, а то и перекроить просят. Стоящих заказов мало.

В начале 90-х, в эпоху повальной приватизации, ателье, где работает Наталья Ивановна, перекочевало под крышу фирмы, выпускающей электротехнику. В швейном деле новый хозяин ничего не смыслил: отодвинул индпошив на задний план и занялся выпуском "массовки". Стали шить куртки и пальто из жатой ткани. Но из этого ничего не вышло. Многие из тех, кто в то время на "массовку" переключился, забыв про основной профиль, только год-два и продержались. Ведь понятно, что индпошив акулам массового производства вроде "Алеси" или "Мастры" - не соперник. Когда ателье во второй раз продать захотели, коллектив устроил забастовку - мол, никаких больше частников со стороны, сами будем акционерами. Городское управление бытового обслуживания пошло навстречу. Директора Веру Пашковскую из своих, из швейников нашли. Теперь худо-бедно держатся на плаву. По крайней мере, в отличие от многих других, без прибыли не сидят. "Левые" заказы - дело прошлое. Шить в ателье во внерабочее время разрешается только для себя. От сдельной оплаты труда закройщиков новое руководство отказалось - установило твердый оклад плюс премия. Там, где сдельщина, считает директор, нет творчества, сплошной вал. А что до заинтересованности в результате, она в статусе "акционер" заложена.

В глубине души мастера от этого новшества, может быть, и не в восторге. Но ничего не поделаешь - за клиента нынче нужно бороться. А он сейчас разборчивый пошел. Особенно средний класс. Такие каждую копейку считают и к любой мелочи придираются. То ли дело клиенты из "новых". С ними, рассказывает Наталья Ивановна, работать приятнее: кто с деньгами и не мелочатся - заказы делают дорогие и поговорить с ними есть о чем. Надомники, по мнению закройщицы, ателье - не конкуренты. "Разве можно в домашних условиях качественно костюм пошить, если каждая операция специального оборудования требует? Говорю вам, нельзя, на личном опыте убедилась. Мы же теперь не только платья, пальто и костюмы шьем, но и кожаные вещи, художественную штопку выполняем. Если нужно, закройщик с заказчиком и в магазин за тканью сходит. С пошивом не тянем - полторы недели и готово. А к исполнению заказа больше двух человек отношения не имеют. Вот скоро шубы шить будем. Работа адская, но что делать..."

Ателье, где она работает, по нынешним временам - относительно стабильное предприятие. Акционеры сумели выкупить помещение и в результате сэкономили на аренде. А вот другие минские ателье из-за отмены льготных ставок арендной платы и НДС, предусмотренных для ряда предприятий бытового обслуживания, оказались на грани выживания, как, скажем, одно из трикотажных, в свое время довольно известное.

- Выросшие арендные расходы мы вынуждены были "загнать" в цену, как и 10 "лишних" процентов НДС, - говорит директор Алина Букатая. - Клиентов заметно поубавилось: рентабельность на сегодняшний день нулевая. Поэтому сырье - у трикотажников оно свое - покупаем за счет оборотных средств. Сложно сказать, сколько в этом режиме продержимся.

Жаль, если недолго. Тот же костюм-тройка, уже по новым ценам, обойдется вам в ателье в среднем в 100 тысяч рублей, т.е. те самые 50 у.е., что и у рыночных торговцев. Но в первом случае вы станете обладателем эксклюзива, во втором - приобретете очередной турецкий ширпотреб, во многом за счет ремонта которого ателье и выживает.

Впрочем, чем дальше от Минска, тем проблема выживаемости острее. В прежние времена основным клиентом районных ателье, входящих в структуру комбинатов бытового обслуживания, был сельский житель. Нынче колхознику не до индпошива - на насущные нужды бы хватило. В провинции швейники и трикотажники, убежден директор Жлобинского КБО Виктор Ковальчук, могут существовать только за счет других услуг комбината (скажем, ремонта обуви или часов), в одиночку им не продержаться. А вот калинковичские мастера рискнули отделиться. И не прогадали. "Теперь они - индивидуальные предприниматели, - говорит главный инженер ОАО "Калинковичи-Бытсервис" Валентина Джус. - Индивидуальное производство более экономичное, чем в ателье, потому и цены на услуги на 20 процентов ниже. В итоге и частники с прибылью, и комбинат не внакладе: арендную плату за помещение и оборудование получаем исправно". Однако с прибылью лишь единицы. Подавляющее большинство районных ателье убыточны.

И тем не менее хочется думать, что обидное "бытовка" - это уже не про нынешнюю сферу бытовых услуг. Хотя, конечно, и сегодня есть все шансы нарваться на халтуру. Традиции если и умирают, то медленно...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter