Что заплачено за урожай?

Сельскому  хозяйству  нужны  не  только  научно-технические  достижения,  но  и  компетентные  специалисты

Сельскому  хозяйству  нужны  не  только  научно-технические  достижения,  но  и  компетентные  специалисты

Рекордный урожай зерновых, полученный в этом году, во многом был достигнут благодаря использованию достижений белорусских ученых. Но чтобы такая высота планки стала нормой и даже была превышена, необходимо еще больше внимания уделять научному обеспечению сельскохозяйственной отрасли, оперативно и грамотно реагировать на многочисленные проблемы, с которыми сталкивается село. Именно нерешенные вопросы, а не конкретные научные разработки были в центре внимания руководителей научно-практических центров аграрного профиля НАН Беларуси, принявших участие в брифинге, посвященном вкладу ученых в обеспечение высоких показателей в отрасли сельского хозяйства в 2008 году.

Прежде всего, подчеркнул первый заместитель по научной работе НПЦ по земледелию Михаил Кадыров, чтобы закрепиться на достигнутом рубеже производства зерна, необходимо пересмотреть структуру выращиваемых культур. Ведь республике для достижения высоких показателей в животноводстве – основном потребителе зерна – не хватит и нынешних 10 миллионов тонн, если в этом урожае не будет 3 миллионов тонн бобовых и маслично-белковых культур: люпина, гороха, рапса, подсолнечника, сои. Подвижки в этом направлении уже есть. Значительно увеличились площади под рапс, который еще десяток лет назад был для нас экзотической культурой. Его урожай в этом году составил 650 тысяч тонн. Если к этому прибавить зернобобовые культуры, то получится 850 тысяч тонн, а увеличивать эту цифру, по расчетам специалистов, нужно примерно в три раза.

Дополняя коллегу, генеральный директор НПЦ по животноводству Николай Попков отметил, что с количеством кормов сегодня проблем нет, но из-за низкого их качества животноводческой продукции производится на 25 процентов, а то и на треть меньше, чем могло бы быть. Таким образом, потери в денежном выражении составляют около 1 триллиона рублей, что равно почти половине всего фонда поддержки сельскохозяйственных производителей.

Важнейшая проблема – цена, которую приходится платить за высокие показатели. В прошлом году внутренний валовой продукт в аграрной сфере вырос на 9 процентов, а затраты – на 16. То есть будут стоять вопросы, чем платить достойную зарплату сельчанам, как улучшить условия труда, как купить удобрения. Вот яркий пример: хозяйство «Шипяны-АСК», входящее в НПЦ по земледелию, произвело в этом году 10 тысяч тонн зерна при урожайности 50 цент-неров с гектара. Казалось бы, великолепно. Но если продать это зерно полностью, то денег не хватит даже на удовлетворение потребности хозяйства в удобрениях и средствах защиты. Значит, нужно думать о снижении затрат, приведении цен к адекватному соотношению.

Ученые также обратили внимание и на обострившуюся кадровую проблему в отрасли. Если в 1990 году в крупнотоварных хозяйствах страны было более 1 миллиона работников, то в минувшем году их осталось чуть более 400 тысяч. Но дело даже не в количестве. Возможно, хватило бы и такого трудового потенциала. Но произошла, как считают ученые, серьезная «селекция» не в пользу села. Поэтому нужны безотлагательные меры, повышающие мотивацию, чтобы в деревню вернулся сильный работник, специалист, руководитель. Без этого на урожай не сработают никакие научно-технические достижения.

Мощный резерв снижения себестоимости производимой продукции генеральный директор НПЦ по механизации сельского хозяйства Владимир Самосюк видит в использовании энергонасыщенной техники. Здесь мы отстаем. В белорусском селе сегодня работает техника суммарной мощностью 20 миллионов лошадиных сил, то есть 4,2 лошадиные силы на гектар посевной площади. В Германии этот показатель составляет 6,5 лошадиные силы, во Франции – 8,2, и даже в России – 4,6. Систему высокопроизводительных машин, способных существенно экономить топливо при вспашке, ученые уже подготовили. Но задача стоит, чтобы иметь столь современную технику и для обработки урожая, а также в мелиорации, животноводстве. Наработки  науки в этой области сейчас рассматриваются в Минсельхозпроде, и ученые рассчитывают, что предложенные системы машин будут утверждены.

Ожидается, что новый уровень в развитии аграрной науки будет обеспечен с вводом научно-технологических полигонов, которые дополнят мощный исследовательский потенциал научно-практических центров солидной производственной, материально-технической и финансовой базой. Концепция и предложения по организации таких инновационных структур уже рассмотрены руководством НАН Беларуси, и сейчас специалисты работают над реализацией проекта в деталях. Нововведение позволит отрабатывать, тиражировать и продвигать в практику научные разработки не только в виде рекомендаций, но и завершенного продукта.

Среди отраслей сельского хозяйства, где ждут новых разработок белорусских ученых и конструкторов, называлось и картофелеводство. Да, успехи здесь очевидны: во многом благодаря использованию достижений науки прибавка урожая клубней в общественном секторе ожидается в этом году на уровне 20 процентов. Из 76 используемых сортов картофеля ровно половину составляют высокопродуктивные сорта белорусской селекции, средняя крахмалистость которых выше, чем у зарубежных. Но чтобы, как планируется, возродить экспорт, науке необходимо предложить средства защиты картофеля от вредителей и болезней. Ведь неказистая белорусская бульба, несмотря на прекрасные вкусовые качества, до сих пор проигрывает при сравнении с безупречным по внешнему виду импортным товаром. Уступает импортным аналогам и картофелеуборочная техника, есть проблемы с разработкой машин по уборке камней, сортировке клубней, подготовке их к продаже. Как говорится, тянуться тут есть к чему.

Не менее серьезные задачи поставлены и перед учеными, обеспечивающими научное сопровождение свекловодства. У нас выполнена стратегическая задача – страна добилась полного самообеспечения сахаром и поставляет его на экспорт. Но как и в других отраслях сельскохозяйственного производства, остро стоит задача снижения затрат. Сегодня, чтобы получить тонну сахара, наши переработчики расходуют 7,5 тонны корнеплодов, тогда как за рубежом этот показатель находится на уровне 6,5 тонны. В мире с гектара получают 8 – 9 тонн сахара, а в Беларуси – 5 – 5,5 тонны. Понятно, что в итоге себестоимость продукта у нас оказывается более высокой. Но меры, которые позволят найти резервы и таким образом повысить конкуренто-способность белорусского сахара, наукой уже намечены.

Конечно, наука определяет не все. И, конечно, приемлемый результат можно получить также с помощью готовых решений, найденных в зарубежных исследовательских центрах и конструкторских бюро. Но если мы хотим, чтобы этот результат обеспечивал нам доминирующие позиции на рынке и максимально возможную прибыль, необходимо больше вкладывать в науку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter