Народная газета

Что за строкой жировки

За чей счет делать капитальный ремонт жилого фонда?

За последние несколько лет система жилищно-коммунального хозяйства претерпела немало изменений в лучшую сторону. Ушли в прошлое многие стереотипы, внедряются новые технологии, современные формы управления. Меньше стало претензий и к текущему обслуживанию жилого фонда. А вот на качество и сроки проведения капитального ремонта по-прежнему поступает большое количество жалоб. Люди сетуют на многочисленные недоработки обслуживающих организаций, на волокиту и формальные отписки, которые сильно осложняют им жизнь. Как решить эту проблему? Кому доверять техническое обслуживание дома и кто должен финансировать его капитальный ремонт? Эти непростые вопросы мы задали нашим экспертам.

Сам себе хозяин

Вы можете себе представить белорусскую семью, где никто, ни один из родственников, не владеет жилой недвижимостью? Ни в городе, ни в деревне. А вот, например, в Берлине таких семей 80 процентов. Они арендуют квадратные метры, и все спокойны, довольны, не спешат становиться собственниками. Потому что знают, что в таком случае им за все в доме придется отвечать и за все платить. 
Фото Татьяны Столяровой

В Беларуси в отличие от стран Центральной Европы почти каждый многоэтажный дом является совместным домовладением, то есть у него коллективный собственник. Заявления “Я приватизировал только квартиру, лестница и лифт не мои” не имеют под собой даже простой житейской логики. Потому что если нет перекрытий, стен, что такое квартира? Воздух. Европейцы это давно осознали. Покупая квартиру в многоэтажке, любой гражданин становится совладельцем и лифта, и лестницы, и подвала, и прочего общего имущества. Но кто должен его содержать и заботиться о капитальном ремонте? Ответ прост — коллективный собственник. Или объединение собственников жилых и нежилых помещений. Именно так происходит в Англии, Швейцарии, Польше, Эстонии, Молдове, Сингапуре, Китае — да практически во всех странах. Это совершенно не значит, что все нужно делать самим. Например, проголосовав за состав совета своего дома, жильцы наделяют этот совет правом поиска на рынке профессионального управляющего, который в свою очередь через тендер находит подрядчиков для ремонта кровли, обслуживания лифта и так далее. То есть сами люди ничего не делают. Но обязаны за все платить, в том числе за капитальный ремонт. Никто, в том числе государство, за них это делать не будет. Нет денег — продавайте имущество и добро пожаловать в арендный дом.

В Беларуси для собственников квартир количество “социальных пряников” на порядок выше. Совладельцам многоэтажки можно вообще ничего не делать, не заботиться о коллективной собственности. Потому что они знают: местный исполнительный орган назначит “уполномоченное лицо” в виде государственного управляющего. И он организует и управление, и содержание общего имущества. Разница в главном — в ЕС за любой ущерб всегда отвечают совладельцы дома. В Беларуси — государственный управляющий или подрядная организация, которым в этой многоэтажке ничего не принадлежит. При этом за содержание общего имущества, за капитальный ремонт наши граждане не только не несут ответственности, но и платят только часть расходов. А случись что, ущерб компенсируется за счет бюджета.

Согласитесь, у наших граждан “законодательный пряник” больше, и он слаще. Вопрос в том, устойчива ли такая модель. Оставим в стороне стоимость услуг — государство не должно допускать непосильного бремени на содержание жилья для его владельцев. Но ответственность необходимо постепенно передавать хозяевам многоэтажек, белорусским гражданам. Делать это необходимо, используя лучшие мировые практики, а не отрицательный опыт. Например, российский. Почему тема “управляющих компаний” стала там головной болью? Потому что не были созданы стандарты и правила для управления недвижимым имуществом совместного домовладения, отсутствовала система обучения управляющих, а финансовые потоки шли через расчетные счета управляющих компаний.

В странах ЕС, Китае сначала озаботились созданием правил и стандартов, подготовкой управляющих. А финансовые потоки идут исключительно через счета самих совместных домовладений. В Беларуси надо сначала изучить успешные практики, затем последовательно создать контролируемую государством систему управления с четкими и понятными правилами, где ответственным за содержание жилья будет его собственник (в большинстве случаев коллективный). Тогда государство может вообще не вмешиваться в хозяйственную деятельность жилищных организаций. Но при этом обеспечивать адресную помощь социально уязвимым группам населения.

Европейская система ЖКХ отличается от белорусской тем, что она построена на четкой экономической логике: минимум поддержки из бюджета и минимум вмешательства государства. Там нет, как у нас, сантехника, закрепленного за каким-то домом. Но есть огромное количество управляющих компаний, которые просто дерутся за право управлять этим совместным домовладением и предоставлять ему какие-то сервисные услуги. 

Геннадий Каленов, исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости

Частники не панацея

Многие либералы ратуют за конкуренцию на рынке ЖКХ. Вот, мол, давайте частникам поручим, они компании создадут, будут оказывать услуги, и все у нас пойдет как по маслу. Но мы уже столько дров в своей жизни наломали, разрушили столько хорошего, а что построили взамен? Поэтому нельзя бездумно, без каких-либо гарантий отдавать все на откуп частнику. Негативный опыт России, Украины должен служить нам наукой. Любой бизнесмен, вложив свои средства, захочет завтра, максимум послезавтра получить прибыль. А в системе ЖКХ не всегда так получается. В итоге страдают люди, целые дома и даже жилые кварталы остаются без тепла в лютый холод. При том, что и в России, и в Украине стоимость ЖКУ для граждан гораздо выше, чем у нас. 

Не стоит воспринимать как панацею и деятельность товариществ собственников. Что скрывать, отдельные ТС превратились в некие островки самоуправления, которые зачастую нарушают установленные правила содержания домов, не соблюдают тарифы. Недавно одному из моих коллег в Парламент поступило обращение. Инвалид второй группы ежемесячно платит за коммунальные услуги 17 рублей (благодаря системе льгот). В то же время товарищество собственников установило ему членский взнос 27,5 рубля. И люди не всегда даже могут выяснить, на что расходуются эти деньги. Казалось бы, что тут сложного — создать службу, которая будет наводить порядок на дворовых территориях, убирать подъезды. Но почему-то с приходом частных структур в эту сферу многие жильцы начали жаловаться на качество работ. В итоге местные власти отказываются от услуг сторонних организаций и снова идут за помощью к ЖЭСу. Но здесь тоже возникает проблема. Если тендер выиграла частная компания, ЖЭС вынужден сокращать свой штат. И теперь ему требуется время, чтобы перестроиться на новую работу. 

Конечно, необходимо создавать конкуренцию. Пускай на конкурсной основе приходят подрядчики в те сектора, где государство не является монополистом (та же уборка дворовых территорий или вывоз мусора). В конце концов, любая хорошо зарекомендовавшая себя организация, имеющая оборудование, специалистов и выигравшая тендер, может заняться не только текущим, но и капитальным ремонтом. Но обязательно с участием государства, которое будет финансировать и контролировать процесс. Замена труб, лифтов, ремонт кровли — это дело государства. А если я хочу, к примеру, поменять у себя окна, сделать свое проживание более комфортным и одновременно сэкономить потребление тепловой энергии, почему за это должно платить государство? Возможно, имеет смысл внедрить механизм открытия льготных кредитных линий на проведение капитального ремонта.

А вообще, прежде чем начинать преобразования, надо попробовать заставить работать действующую систему. Важна не форма обслуживающей структуры, а качество ее работы и удобство для потребителей. Успешные примеры работы многих ЖЭСов и ЖРЭУ показывают, что у них немало возможностей для расширения рынка услуг и есть определенные преимущества перед конкурентами в виде крепкой материально-технической базы, подготовленных кадров. За счет дополнительной деятельности всегда можно заработать, и хороший хозяин найдет, как это сделать. 

Что касается качества работ, я убежден, что ведущую роль здесь играет опять же не форма собственности и модель управления, а человеческий фактор. В этом смысле случившееся в Шкловском районе, где на прошлой неделе, несмотря на дожди, коммунальщики стали чинить крышу одного из домов и затянули этот процесс на несколько дней, ни в какие ворота не лезет. За такое надо крепко наказывать. Ведь из-за небрежности, недобросовестности, халтуры отдельных работников пятно ложится на всю отрасль. Я в бытность директором предприятия ЖКХ всегда просил своих подчиненных: вы лучше вообще ничего не делайте, чем сделаете плохо, а потом придется переделывать. Подошло время ремонта — кровь из носу, но сделай вовремя и качественно. Недоглядел, не предотвратил — отвечай. Если человек привык делать свою работу на совесть, найдутся и финансы, и люди, и время для решения вопроса. Кто хочет, изыскивает возможности, а кто не хочет, ищет крайнего.

Юрий Дорогокупец, депутат Палаты представителей Национального собрания


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
...........а случись что,государство компенсирует из бюджета......... А из чьих денег собирается этот бюджет!? Хорошо,пусть мы должны,но,тогда страхование жилого фонда собственников по примеру частных домовладений+отчисления на капремонт. По моему отличное предложение с моей стороны.
Александр,53,Бобруйск
В России собственник платил управляющей компании,что создавало фон для коррупции и злоупотреблений,мошенничес- тва и банальных краж платежей граждан,что конечно же недопустимо. Мы же платим через банки напрямую поставщику услуг,что и должно так и остаться и в дальнейшем. На первом этапе ЖЭУ должны остаться,как управляющие компании для постепенного и плавного перехода,передачи в управление собственникам общего имущества,но,для начала надо юридически оформить эту передачу собственности,со всеми техническими помещениями,куда должны входить подвалы,подсобки,магазины,парикмахерские,ателье и прочие учреждения первых и прочих этажей,находящиеся внутри  многоэтажных общедомовых владений и это первое,что нужно сделать,а второе---это провести капитальный ремонт домовладений в соответствии со стандартами,техрегламентами и согласно закона о жилищном кодексе,а уж потом с нуля  и будем владеть и имуществом и средствами на капремонт и техобслуживание и сами решать,когда и что нам в доме делать.
Александр,53,Бобруйск
Что касаемо сантехника и электрика,то что-то мне припоминается из опыта,о котором я прочёл по-моему тут на сайте о Норвегии,где один работник и сантехник и электрик и уборщик,но правда,там дома не много подъездные,пару всего,вро- де. Но всё можно решить и пресловутый хаус мастер имеет место быть,только при условии,что его работа касается квартир,что касаемо подвалов,тут должны работать другие сантехники,отдельные,специальные. Готовить же хаус-мастеров надо из нынешних сантехников и электриков,так думаю и этот мастер должен знать назубок всю сантехнику,которая имеется в наших магазинах.
Александр,53,Бобруйск
Ещё один момент---государство пытается сделать нас собственниками,моментально,но неучитывает ментальность наро- да,его памяркоунасть и что-то там ещё,забыл,ля. Сначала народ надо приучить к владению собственностью,как это сделали и делают владельцы частного сектора,которые давно владеют или намереваются вступить во владение своей  собственностью,которые за свой счёт(нет у них отчислений на капремонт и техобслуживание,как нет таких отчислений в кооперативных домах и там,когда надо что-то сделать,собирают деньги). Последний вопрос касается оплаты труда тех же сантехников,электриков,уборщиков или хаус-мастеров,или же вообще переходить на привлечение по надобности подобных мастеров и разовой их оплате по договорам. Для уборки внутридомовых техметров можно заключать постоянные контракты,как с отдельными ИП,так и фирмами.
Александр,53,Бобруйск
Короче,сначала капремонт,потом вопрос с собственностью,с документами на общедомовую собственностью(включая первые этажи всех без исключения нынешних арендаторов,распределения подсобок,полуподвальных помещений,помещений,скажем так,заднего двора,а уж потом,кто хочет и может,пусть управляют. А пока пусть нынешние ЖЭУ управляются.,пока народ не научится сам или наймёт  умельца из тех же начальников ЖЭУ.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?