Что за СОЗ на огороде рос?

В Женеве завершилась конференция сторон Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях

В Женеве завершилась конференция сторон Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ), участие в которой приняла и Беларусь. Кстати, буквально накануне этого значимого события в нашей стране обсуждались приоритеты Национального плана выполнения Стокгольмской конвенции, и была одобрена его структура.

Беларусь — сторона Стокгольмской конвенции с 2003 года и взяла на себя определенные обязательства по выполнению положений этого документа. Сейчас Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси в сотрудничестве с Всемирным банком осуществляется проект ГЭФ «Первоочередные мероприятия по выполнению Стокгольмской конвенции о СОЗ в Беларуси». Реализация проекта начата в ноябре 2004 года и к настоящему времени многое сделано. 

Определение приоритетов при разработке Национального плана выполнения обязательств по Стокгольмской конвенции по СОЗ — третья и очень важная фаза проекта, за которой следует составление нацплана и, конечно, его выполнение. На данном же этапе особенно важно ничего не упустить, поскольку от правильности обозначенных приоритетов будет зависеть здоровье и благополучие следующих поколений. 

Главная боль Беларуси – это ПХБ (полихлорбифинилы) и ДДТ, стойкие органические загрязнители, входящие в так называемую «грязную дюжину» (12 запрещенных ядовитых веществ) Стокгольмской конвенции. В нашей стране, по данным ведущего научного сотрудника Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН Беларуси Тамары Кухарчик, владельцев ПХБ-содержащего оборудования (в основном это силовые трансформаторы и конденсаторы) – более семисот. Для того чтобы представить, каков объем вредного вещества, содержащегося в использующемся и неисправном оборудовании, достаточно сказать, что из одного конденсатора может вытечь 5—9 килограммов ПХБ. А только на РУП «Гродноэнерго», которое было предложено включить в программу первоочередных действий, — более 4 тысяч конденсаторов! Кроме того, по словам Тамары Иосифовны, серьезную проблему представляют места и способы захоронения неисправного оборудования, содержащего ПХБ. «Большинство вышедшего из строя оборудования, — говорит она, — хранится на предприятиях, открытых площадках и условия его хранения неудовлетворительные. И как следствие – утечки…» 

Решение проблемы ПХБ в стране, по мнению Тамары Кухарчик, возможно при условии создания целого блока эффективного управления опасными химическими веществами. Это касается их выявления, маркировки, вывода ПХБ-содержащего оборудования из эксплуатации, его хранения и утилизации, а также очистки загрязненных территорий. «Все эти позиции, — добавляет она, — должны сопровождаться контролем и мониторингом». Необходимо разработать законодательную базу, доработать информационное обеспечение вопроса. «Пока нет информации о реальных масштабах загрязнения окружающей среды ПХБ, — поясняет специалист, — о содержании ПХБ в почвах, водах, воздухе, недостаточно данных о накоплении ПХБ в продуктах питания и угрозе для здоровья населения. Нет хранилищ и требований к ним, нет установок по утилизации». Тем не менее, по мнению Тамары Кухарчик, все эти вопросы поэтапно можно решить до 2025 года. Причем уже в ближайшие несколько лет необходимо создать нормативно-правовую базу и подготовить квалифицированные кадры. 

Не менее серьезно стоит в стране вопрос по непригодным пестицидам. Их на нашей территории более 3,5 тысячи тонн, около 3 тонн из которых – ДДТ (дихлордифинилтрихлорэтан). 70 % от общего числа непригодных пестицидов – неидентифицированные смеси, что тоже позволяет относить их к потенциальным СОЗ. Существует семь подземных захоронений непригодных пестицидов, которые рассредоточены по всей республике. Тем не менее большая их часть уже переупакована в соответствии с мировыми требованиями. По мнению директора БЕЛНИЦ «ЭКОЛОГИЯ» Олега Белого, важно разработать технологии по уничтожению этих пестицидов и ликвидировать эти захоронения. «Такая установка должна работать в стране, — убежден он. — Ведь, кроме пестицидов и ПХБ, ежегодно образуется еще до 2 тысяч килограммов опасных отходов. И эта установка могла бы решить проблему такого вида отходов в глобальном смысле».  

СОЗы образуются также как побочный продукт работы ряда крупных предприятий. Основной источник поступления диоксинов/фуранов в окружающую среду, согласно исследованиям ИПИПРЭ НАН Беларуси, — сжигание отходов. Его вклад в загрязнение – более 45 % от общего количества непреднамеренных выбросов. «Потенциальная угроза при сжигании отходов для населения очень высока, — отмечает ведущий научный сотрудник ИПИПРЭ НАН Беларуси, эксперт проекта ГЭФ Сергей Какарека, — так как концентрация диоксинов/фуранов в этих выбросах наивысшая в сравнении с другими процессами. Сжигание осуществляется обычно в неспециализированных установках, многие из которых плохо контролируются (выброс может быть без очистки), находятся в пределах населенных пунктов, выброс осуществляется на малой высоте». Эксперт высказал мнение, что решить проблему возможно несколькими путями. Либо обеспечить контроль выбросов, включая техническое совершенствование установок по сжиганию, либо использовать альтернативные технологии уничтожения отходов. Все это должно получить отражение в нац-плане. Кроме того, он отметил, что в числе первоочередных мер — включение СОЗ в обязательный перечень веществ, учитываемых при инвентаризации выбросов на предприятиях, установление нормативов концентраций СОЗ, введение ограничений на определенные виды деятельности, в частности на сжигание медицинских отходов в неспециализированных установках. 

В числе приоритетных направлений отмечался также вопрос информированности населения по проблеме стойких органических загрязнителей. Как выяснилось, этот аспект требует особого внимания, а возможно, и включения в национальную систему образования. Проводимые в рамках проекта ГЭФ социологические исследования выявили, что общественность испытывает дефицит информации о СОЗ. Лишь 9,1 % респондентов ответили, что «знают что-либо о СОЗ», немногим более 20 % «сталкивались с этим понятием, но не владеют информацией», а около 70 % хотели бы получить такую информацию. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter