Как регулировать полеты беспилотников

Что за птица

Искусственный интеллект все больше наступает. С одной стороны, дело хорошее, потому как существенно облегчает нам жизнь и делает ее более удобной. С другой стороны, новые возможности тесно соседствуют и с новыми рисками. Это напрямую касается и нашей безопасности. В данном случае я имею в виду использование беспилотных летательных аппаратов.

Сегодня они есть у пограничников, лесничих, спасателей, милиции. И даже у наших коллег–журналистов, применяющих квадрокоптеры для получения красивой картинки с высоты птичьего полета. Но проблема в том, что, кроме профессионалов, дроны все чаще запускают в небо любители. По самым скромным подсчетам, на руках у граждан находится более трех тысяч таких «игрушек». И это число постоянно растет. Любой человек, который хотя бы мало–мальски разбирается в технике, в состоянии сам смастерить беспилотник, изучив видеоуроки в интернете. Ну а дальше использовать его в силу своей фантазии. Скажем, иные умельцы уже зарабатывают приличные деньги на съемках с воздуха свадеб, корпоративов и юбилеев. Говорят, не за горами и применение дронов в качестве курьеров. Так или иначе, БПЛА будет становиться все больше со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Я, конечно, не против технического прогресса. Но и в хаос он превращаться не должен. Представьте дорогу с большим скоплением автомобилей, движение которых не регулируется. Коллапс неминуем. Бесконтрольные и несанкционированные полеты коптеров на одних и тех же высотах, особенно во время массовых мероприятий, рано или поздно также могут привести к проблемам. Уже известно немало случаев, когда после столкновения потерявшие управление летательные аппараты травмировали людей. В Сиэтле дрон «атаковал» местное колесо обозрения и упал на столик расположенного рядом кафе. Для начиненного хорошей видеокамерой коптера не составит труда «заглянуть» в незашторенные окна, подбросить запрещенный или опасный предмет в открытую форточку. Такого рода факты уже фигурируют в западных криминальных хрониках. В зоне риска и стратегически важные объекты: аэропорты, автомагистрали, промышленные предприятия. В прошлом году, например, правоохранительные органы регулярно фиксировали несанкционированные полеты БПЛА над строящейся АЭС.

Было бы неправильно говорить, что вокруг этой проблемы существует правовой вакуум. В стране определены запретные зоны для полетов БПЛА. Два года назад принят указ Президента об использовании авиамоделей. Существуют ограничения по эксплуатации беспилотных комплексов, требования к их операторам. Но сама жизнь диктует необходимость совершенствования полетных правил.

Актуальность темы обозначили и участники «круглого стола», прошедшего на базе командования ВВС и войск ПВО. На основе анализа военных конфликтов в Сирии, Украине военные приводили примеры того, как современные дроны могут порой заменить артиллерию и боевую авиацию. Даже собранный своими руками беспилотник способен поднять в воздух вес до 100 килограммов. Грузом для такой «птички» может стать что угодно: от контрабандных предметов до наркотиков и взрывчатки. Разумеется, наша оборонка не дремлет. Специалисты показали уникальный комплекс борьбы с БПЛА — антидрон «Зорки». Он в состоянии обнаружить и определить цель на дальности до 15 километров. Похожие системы, кстати, разрабатывают США, Китай, Великобритания, Турция. Теперь и мы в этом ряду. Однако без корректировки правовой базы тут не обойтись.

Дело в том, что по действующему законодательству все беспилотные аппараты подпадают под определение воздушное судно. Никакой весовой градации нет. Получается, даже миниатюрный коптер размером меньше ладони приравнивается к маневренному истребителю или огромному транспортному Ил–76. Стало быть, на него распространяются все правила противодействия самолетам–нарушителям. Чтобы его обезвредить, необходимо выполнить массу требований и согласований. Потеря времени здесь недопустима.

Есть и другой момент, связанный с применением авиамоделей. От беспилотников они отличаются тем, что не требуют ни регистрации, ни разрешения на полеты. Существуют, конечно, нормативы по высоте и другим параметрам. Однако некоторые общественные объединения, по сути, пытаются убрать эти ограничения. Например, вывести из описания Воздушного кодекса системы весом менее 30 килограммов. Но разве не ясно, что это открывает ящик Пандоры. Представляете себе собранную в кустарных условиях «птичку» весом, скажем, 25 кило? Сколько бед она может натворить! Кто поручится, что в случае либерализации законодательства завтра не появятся целые рои подобных дронов, способных «вскрывать» систему ПВО и глушить сигналы?

В общем, законодателям есть о чем подумать. Ведь речь в данном случае идет не об ущемлении чьих–то прав, а, скорее, об их защите. В конце концов, на кону не только личная, но и национальная безопасность. И лишняя вольница здесь ни к чему.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter