Что за «новый тип» пенсионеров?

Что произойдет с рынком труда, после того как повысят возраст ухода на заслуженный отдых
Президент Беларуси Александр Лукашенко 11 апреля подписал указ о поэтапном ежегодном повышении пенсионного возраста с 1 января 2017 года. В России подобное решение могут принять в ближайшее время. Появится целая армия людей, которые до пенсии еще не дотянули. Будет ли для них работа? Ведь уже сейчас, к примеру, женщине после 45 лет трудно устроиться.

Об этой ситуации мы беседуем с Андреем Елисеевым, экспертом рынка труда, главным редактором Rabota.ru.


– Где же ты, моя вакансия?

Былые заслуги не в счет

– Каков ваш прогноз, если пенсионная реформа в России состоится?

– Неутешительный. Сегодня, согласно нашему опросу, 42 процента соискателей сталкивались при трудоустройстве с дискриминацией при приеме на работу по возрастному признаку. За два года кризиса безработица, по крайней мере, официальная, выросла незначительно. Но самый большой прирост армии ищущих работу произошел за счет двух крайних возрастных категорий – тех, кому еще нет 23 лет, и тех, кому за 45.

При равных условиях работодатель чаще отдает предпочтение юному, но не имеющему опыта работы новобранцу, чем опытному, но уже в летах, профессионалу. Наказания за дискриминацию работодателей не пугают, потому что поймать их очень трудно. А сумма штрафов смехотворна – 15 тысяч российских рублей за установленный случай.



– С какими проблемами уже сейчас сталкиваются люди старшего поколения при поисках работы?

– Зрелых людей, даже несмотря на их опыт и былые заслуги, оставляют за бортом. Считается, что люди в возрасте работают медленнее и плохо учатся новому. Миф, но весьма распространенный.

Имея в начальниках более молодого и менее опытного коллегу, зрелый профессионал подчас неуважителен к шефу. Оспаривает или игнорирует его распоряжения, другими словами – создает в коллективе нерабочую обстановку.

Ну и, что греха таить, с каждым последующим годом жизни человек все чаще болеет.

Другая проблема при трудоустройстве – «постсоветский» менталитет и низкая клиентоориентированность. Пожилых труднее приучить улыбаться клиенту, раз за разом говорить набор стандартных фраз вежливости, отрабатывать корпоративные сценарии общения. Поэтому работодатели предпочтут им молодых и зеленых, чьи мозги чисты и восприимчивы.

Ответственность все же в цене

– Кого предпочтут: нашего пенсионера или молодого гастарбайтера?

– Смотря на каких должностях и работах. Если говорить о нижнем торговом персонале (мерчендайзерах, грузчиках, уборщиках), строительных рабочих и других низкоквали­фицированных должностях, то молодые, крепкие и малооплачиваемые представители соседних стран не оставляют никаких шансов.

– Если на предприятии идут сокращения, каков риск быть уволенным человеку в возрасте 50–65 лет?

– Все зависит от его незаменимости и экономической выгодности. Если без этой должности предприятие проживет абсолютно спокойно, то такого сотрудника сократят в первую волну. Если же должность безальтернативно нужна и замена будет финансово неоправданна (то есть молодой обойдется дороже, и не факт, что будет работать лучше), начальство вряд ли уволит хорошо работающего, пусть и далеко не юного профессионала.

– Некоторые эксперты отмечают «новый тип» пенсионеров, которые обладают высокой профессиональной и образовательной подготовкой. Их здоровье и трудоспособность отличаются более высокими показателями по сравнению с предыдущими поколениями, а ориентации смещаются в сторону творческих установок. Что это за «новый тип»?

– Сегодняшние новоиспеченные пенсионеры – не бабушки-дедушки с те­лежками, едущие на дачу. Нынешние 60-летние бодры, занимаются спортом, ходят в бассейн, ведут активный образ жизни, следят за своей внешностью и одеждой, путешествуют и живо интересуются тем, что их окружает. Поэтому им вдвойне обидно, когда они при приеме на работу получают отказ «по возрасту».

Профессионалы всегда будут при деле

Сергей Калашников, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, сенатор:

– Россиян предпенсионного возраста волнует вопрос: зачем уходить тремя-пятью годами позже, если рабочих мест не хватает для молодых и здоровых? Вопрос серьезный. Ведь для пенсионеров рабочие места не создают.

Но посмотрим внимательнее. В стране более полутора миллионов охранников. Как правило, это здоровые, активные люди, которые ничего не производят. Эффективность их труда даже не нулевая, а отрицательная. Эти места могли бы заполнить военные пенсионеры. Нечего там молодежи делать, пусть вкалывают.

Пенсионеры, как правило, имеют большой профессиональный опыт: хороший бухгалтер таковым останется и в 60, и в 70 лет. Зачем его увольнять? Сегодня проблем с местами для высококвалифицированных работников нет.

Где востребовано старшее поколение

К сожалению, таких вариантов в России немного.

– Так где же требуются старшие?

– Пенсионеры годятся на вакансиях, где предполагается повышенная ответственность (лифтеры, вахтеры, бухгалтеры, кладовщики и т. п.), в том числе и материальная. А также на должностях, в которых они демонстрируют уникальные связи и возможности. Например, в снабжении, работе по согласованию различного рода документов и разрешений с государственными организациями. Аптеки переживают новый бум. Ситуация с кадрами в аптечном деле сейчас стабильная, и даже возрастные кандидаты с опытом работы провизором или фармацевтом вполне могут рассчитывать на успешное трудоустройство.Пенсионеры хорошо чувствуют себя за кассой и прилавком – их активно привлекают магазины и малые торговые предприятия. К сожалению, зачастую такой выбор объясняется тем, что им, как правило, платят меньше и зарплата у них большей частью в конвертах.

– Есть ли места в сфере транспорта?

– Здесь все гораздо сложнее. Для водителей существуют ­серьезные ограничения по здоровью. Правда, пока идет бурный рост таксомоторного бизнеса, пенсионерам есть где применить свои силы. В серьезные же транспортные компании, связанные с пассажирскими или большегрузными перевозками, старожилов практически не берут. Людей предпенсионного возраста можно встретить на автобусах городских маршрутов, особенно в небольших городах.

– Чиновники – в основном люди зрелые...

– Существует поверье, что из чиновников люди сами не уходят – они выходят на пенсию и все равно продолжают работать. Человеку со стороны вряд ли удастся влиться в эту стройную и очень жесткую систему.

– А как насчет сферы образования?

– Основной недобор кадров у нас в средних школах. Имея опыт преподавания, трудо-устроиться учителем можно без особых проблем.

– Сейчас открывается немало вакансий в сфере IT, интернета. Но у пенсионеров нет навыков в этих областях. Можно ли их научить «инновационным ремеслам»?

– Можно и нужно. Много работы, связанной с интернетом и, в частности, с онлайн-торговлей. Ведение баз сайтов, обновление товарной номенклатуры на них, включая описания товаров, – все это вполне по силам вчерашним бухгалтерам, товароведам, экономистам, редакторам. Возраст людей, активно пользующихся интернетом, значительно вырос за последние десять лет, и их вполне можно натаскать на самые необходимые навыки, причем даже за счет дистанционного образования.

Проблема требует комплексного подхода



Допустим, в ближайшем будущем пенсионный возраст для женщин в России будет, как и в Беларуси, – 58 лет. И вот наша предполагаемая героиня в свои 56 лет остается и без работы, и без пенсии. На что жить?

Отвечает специалист по трудовым спорам, генеральный директор Московского юридического центра Евгений Острогляд:

– Выплаты по безработице на бирже труда производятся только тем, кто прошел регистрацию в службе занятости и официально признан безработным. Однако пособие выплачивается далеко не весь безработный срок. В первый раз человек может встать на биржу труда на 18 месяцев, но пособие будет получать лишь 12 из них.

Повторная постановка на учет не может превышать 12 месяцев. В этот период человек будет получать уже минимальное пособие.

Нижний и верхний размер выплат ежегодно определяется Правительством России. Сейчас это 850 и 4900 российских рублей. Очевидно, что и в будущем больших пособий ждать не придется.

Возможно, денежные накопления или инвестиции смогут помочь человеку до наступления пенсионного возраста. В редких случаях выручит трудоустройство по найму, но без оформления записи в трудовую книжку. Чаще всего это уход за детьми, лежачими больными и т. д.

Каких-либо вспомогательных юридических механизмов пока нет. Если только увольнение не было совершено с нарушением законодательства, в случае которого можно обратиться в суд с требованием восстановиться на работе.

На наш взгляд, есть только один выход – внести поправки в законодательство ТК РФ о запрете уволить сотрудника, проработавшего более трех лет (цифра может варьироваться), если до достижения пенсионного возраста ему осталось минимум два года. 

То есть сделать по аналогии с декретным отпуском, когда невозможно уволить-или расторгнуть трудовой договор.

Студентов пора учить открывать свой бизнес

Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ, профессор:

– В Беларуси и так примерно каждый четвертый пенсионер продолжает работать. На рынке труда это не создает напряженности.

С другой стороны, реформа совпала с экономическим кризисом. Резкое «сжатие» мировых рынков привело к тому, что многие наши предприятия с трудом сбывают свою продукцию и вынуждены сокращать штат. Но кризисы надолго не затягиваются. И не только крупные предприятия формируют современный рынок труда. Есть еще сфера услуг, малый бизнес, высокотехнологичные производства. И они выглядят более привлекательными для молодежи, чем традиционные предприятия.

Пенсионная реформа формулирует новые задачи перед всем обществом. Надо учить молодежь быть самостоятельными, не бояться что-то пробовать. Чтобы сразу после школы или вуза молодежь была способна открыть собственное дело, я рекомендовал бы ввести в старших классах преподавание предмета «Экономика и предпринимательство».

В последние годы в образовательной сфере произошел перекос, когда специалистов готовили без учета реальных потребностей народного хозяйства. В каждом вузе появились факультеты, которые готовили кучу экономистов и юристов. В итоге у нас переизбыток обладателей дипломов с высшим, но невостребованным рынком образованием. Предложить работу по специальности им невозможно. А пойти в рабочие многим таким выпускникам просто обидно.

Молодежь должна аккуратно подходить к выбору профессий, думать о перспективах. Есть масса занятий, где остро не хватает людей. Например, программирование. Экспорт компьютерных услуг за рубеж резко растет.

Нужно действовать быстрее 

Юрий ГОРЛИН, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС:

– При повышении пенсионного возраста существуют риски безработицы как у людей после 55–60 лет, так и у молодежи. Про это говорят давно, но серьезных исследований нет. Как нет и предложений по их профилактике. Но это не значит, что от реформы в России нужно отказываться. Чем раньше будет принято решение, тем большим может быть переходный период. Удастся избежать многих  негативных последствий. При повышении пенсионного возраста по три месяца в год сработают адаптационные механизмы и на рынке труда, и в экономике в целом. Переход будет не таким резким, новые рабочие места будут появляться постепенно.

Сейчас при достижении пенсионного возраста почти треть из них продолжают работать. В связи с этим было бы полезно включить в пенсионную реформу возможность выхода на пенсию в период между «старым» и «новым» пенсионным возрастом. Но с понижающим коэффициентом. То есть человек, который решает уйти раньше положенного, просто стал бы получать чуть меньше. Тогда он не окажется без источника дохода, если возникнут сложности с поиском работы.

Точка зрения

Позаботимся о молодежи

Михаил Орда, председатель Федерации профсоюзов Беларуси:

– Указ Президента «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» обязывает создавать в стране ежегодно пятьдесят тысяч рабочих мест. Необходимо развивать сферу услуг, создавать высокотехнологичные, конкурентоспособные предприятия, где нашла бы свое применение молодежь. В «пенсионных реформах» она может пострадать больше всех. Наниматель чаще отдает предпочтение опытному работнику. В результате получим старение трудовых коллективов и проблемы с внедрением новых технологий. Естественно, все это надо понимать и не допустить такого сценария.

Мнение работодателя

У нас на предприятии свой «пенсионный возраст»



Николай Ермаков, генеральный директор Минского производственного кожевенного объединения:

– На нашем предприятии основной костяк – опытные кадры, на чьих плечах многое держится. Около сорока процентов работающих – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Мы не на словах считаем, что это золотой фонд.

Еще три года назад прописали у себя в коллективном договоре решение: если у человека есть силы и желание работать, пусть остается. Женщины до 60 лет, а мужчины – до 65. И никогда на искусственное омоложение коллектива не шли.

Новый термин

«Задержавшиеся» работники

Людмила Добрынина, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам:

– Беларусь готова к тому, что на рынке труда появился новый термин – «задержавшиеся» работники. Напряженности из-за этого не будет. Сейчас мы активно разрабатываем программы занятости для каждого региона. Рабочих мест хватит всем. Молодежи не нужно переживать, для них откроют дополнительные вакансии. Основной сферой занятости в самое ближайшее время станут малый и средний бизнес.

Люди в возрасте – профессионалы, они нужны работодателям. На промышленных предприятиях опытные конструкторы, технологи, сотрудники с высокой квалификацией – всегда на вес золота. И раньше многие из них продолжали работать, хотя могли уйти на отдых.

Я не сторонник радикальных мер. Понимаю, что общество психологически не готово к резкому повышению пенсионного возраста сразу на пять лет. В стране выбрали «мягкий» поэтапный вариант увеличения трудового порога. Это поможет сгладить ситуацию.

Николай АЛЕКСЕЕВ

n.alekseev@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter