Что выведешь, то и пожнешь

В Беларуси ежегодно официально регистрируется более 50 новых сортов сельхозрастенийНа выведение каждого нового сорта могут уйти десятилетия и до миллиона евро. Но без этого не добиться повышения урожайности. К тому же, если средства в селекцию не вкладывать самим, то за импортные семена, не исключено, потом придется заплатить втридорога.

Таможня не дает “добро”
В Государственный реестр сортов и древесно-кустарниковых пород сейчас включено около 1,8 тысячи сортов всех сельхозкультур. В последние годы этот список ежегодно пополняется в среднем на 50 сортов, в том числе на 40—50 процентов — за счет разработок белорусских селекционеров. Вместе с этим каждый год из реестра исключаются примерно по 10 старых сортов, которые уступают в конкуренции с новыми и потому не высеваются.
В этом списке фиксируются культуры начиная от картофеля и заканчивая плодами и ягодами, многолетними и газонными травами, цветами, декоративными растениями. “Любое растение, попадающее на территорию государства, должно быть в этом реестре. Если оно не внесено в него, то ввоз на территорию страны и посев запрещен”, — рассказал директор Государственной инспекции по испытанию и охране сортов растений Святослав Танкевич.
Такие ограничения касаются и рядовых граждан. Если за границей вы купите семена и таможенник их обнаружит, то он обязательно попросит сопроводительные документы и заглянет в реестр. Если такой культуры в списке нет, то семена изымут. Такие строгости объясняются тем, что Беларусь с 2003 года взяла на себя международные обязательства по защите авторских прав селекционеров.
“Отсевают” каждый третий
Прежде чем сельхозкультура попадет в реестр, она должна пройти несколько этапов. На первом, который порой растягивается на десятилетия, путем проб и ошибок ученый-селекционер выводит новый сорт, который превосходит все аналогичные по каким-либо важным параметрам. На втором этапе это сельхозрастение высевают три года подряд на размещенных в разных регионах Беларуси сортоиспытательных станциях и участках Государственной инспекции по испытанию и охране сортов растений. Проводится проверка и в специализированных лабораториях. Например, чтобы оценить свойства пивоваренного ячменя, из него могут изготовить солод, а из ржи выпечь миниатюрную буханку хлеба.
Как показывает практика, около 30 процентов селекционного материала не проходит столь жесткий отбор. Их разработчикам приходится начинать многолетнюю работу заново либо совершенствовать свои культуры.
Успешно прошедшие экзамен разработки включаются в госреестр, а их селекционеры получают патенты, дающие право полностью распоряжаться своим изобретением, в том числе и зарабатывать на нем деньги — продавать за рубеж. Но и в этом случае только после испытаний в данной стране и включения в соответствующий реестр.
Белорусский картофель, привел пример Святослав Танкевич, высевается в России, Украине и даже Китае. Наш люпин используют немцы. Есть сотни и других примеров.
В мире существуют селекционные компании, которые только на одном сорте сельхозкультуры могут заработать сотни миллионов долларов и тем самым с лихвой окупить все свои издержки на эту разработку. Но насколько такой бизнес высокодоходный, настолько же он и рискованный. Очень многие такие частные фирмы разоряются.
В Беларуси же селекцией занимаются исключительно государственные организации. “Стабильное госфинансирование обеспечивает бесперебойность работы”, — отметил важный плюс такого подхода директор инспекции.
Будем с бульбой и соей
Жестко разграничивать сорта на белорусские и заграничные не следует, убежден Святослав Танкевич. “Когда слушаете музыку, вы же особо не задумываетесь, кто по национальности композитор, — пояснил он. — Так и с семенами: самое главное, чтобы был хороший урожай”.
При этом, отметил директор, нельзя забывать и о продовольственной безопасности. Если “сэкономить”, не тратить деньги на селекцию в собственной стране, то иностранцы потом могут так загнуть цену, что придется заплатить намного больше.
С учетом этого сегодня в Беларуси соотношение использования отечественных и импортных сортов составляет примерно пятьдесят на пятьдесят. При этом в разрезе культур пропорции могут колебаться. Например, только под один из наших сортов тритикале “михась” отдано около 50 процентов соответствующих посевных площадей. В картофелеводстве также доминируют отечественные  сорта. А вот доля белорусской сахарной свеклы не превышает и одного процента.
В ближайшие годы, как сообщил директор Госинспекции, белорусские специалисты будут работать прежде всего над выведением новых сортов тех культур, под которые у нас традиционно отдаются основные посевные площади, — зерновых, картофеля, а также огурцов, кабачков, столовой свеклы, моркови и других.
С учетом возможного влияния глобального потепления белорусские селекционеры уже сейчас обращают внимание на теплолюбивые, засухоустойчивые культуры. “Раньше, — отметил Святослав Танкевич, — вообще не вели разговор, о том, что сою можно получать в условиях Беларуси, это традиционная культура американского континента. Но сегодня уже есть сорта белорусской селекции, которые дают устойчивый, хороший урожай в условиях Гомельской и Брестской областей”.

 Блицопрос

Обращаете ли вы внимание на “родину” семян при покупке и каким отдаете предпочтение? С этим вопросом корреспондент “НГ” обратилась к сегодняшним респондентам.

Виктор АНИКЕЕНКО, заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрным вопросам Палаты представителей Национального собрания Беларуси:
— Огород у нас небольшой — восемь соток вместе с домом, и я занимаюсь виноградом, а семена обычно закупает жена. Знаю, что она предпочитает семена белорусской селекции. Во-первых, они районированные, во-вторых, просто привыкли. Уже не первый год семена редьки, морковки, салатов жена покупает у частников на рынке.

Людмила Васильевна, д.Ковальцы, Дзержинский район:
— Дочка в этом году привезла из Минска российские семена огурцов, покупала в магазине, платила значительно дороже, чем за наши... Хоть бы один взошел, посмотреть, что за чудо вырастет! Пришлось уже в конце мая отсевать белорусским “вераснем”. Так что огурцы у нас в этом году поздние, но урожайные: и засолили, сколько хотели, да и сейчас у соседей огурцы уже отошли, а у нас до сих пор свежие на столе. Дочка уже зареклась “иностранцев” покупать.

Маргарита КУШНЕР, Миорский район:
— Главное — чтобы семена были фирменные, а какой селекции — белорусской, польской, немецкой или голландской, — мне неважно. Я стараюсь покупать семена только в государственных специализированных магазинах и ни в коем случае не с рук. Знаю, что в Брестской области один из районов специализируется на селекции семян, но все равно с рук их продукцию никогда не куплю — ведь подделать ее можно за пять минут. Чтобы получить хорошие гибриды огурцов или астр, нужны сложные испытания, и бабулька какая-нибудь никогда в жизни их провести не сможет. Такие огурцы, если и взойдут, — пустоцветы. Я всегда обращаю внимание на дату, которая стоит на пакетике с семенами. Некоторые семена всходят только на следующий год. Если они прошлогодние — точно ни огурчика не вырастет. В этом году гибриды огурцов выбрала удачно — урожай собрали отличный.

БУДЬ В КУРСЕ Спрашивайте “вясёлку” и “ветразь”

Начальник отдела испытания сортов на хозяйственную полезность Государственной инспекции по испытанию и охране сортов растений Людмила Юхновец рассказывает о самых популярных, устойчивых к болезням, урожайных сортах “живых витаминов” белорусской селекции:
— Мы все знаем, что одним из непременных условий хорошего урожая, кроме прочего, являются и хорошие, проверенные семена. Наши специалисты разработали и исследовали немало интересных сортов овощей. Назову самые популярные и урожайные. Среди огурцов — это “вясёлка”, “славянский”; раннеспелый и урожайный сорт томатов — “девиз”. Из капусты белокачанной очень хороши познеспелые сорта “зiмовая” и “мара”, а из свеклы столовой советую “прыгажуню”. Выбирая чеснок, обратите внимание на “полесский сувенир”. Не могу не похвастать нашим белорусским луком — “ветразь”, “крывiцкi ружовы”, “дыямент” — луковицы этих сортов крупные и очень хорошо хранятся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter