Что видится на расстоянии?

Мнения наших предпринимателей и некоторых российских газет об отношении нашего Правительства к малому бизнесу диаметрально разошлись
Мнения наших предпринимателей и некоторых российских газет об отношении нашего Правительства к малому бизнесу диаметрально разошлись

В солидной европейской газете «Берлинер цайтунг» задались вопросом, почему же в России журналистика считается второй древнейшей профессией вслед за всем известной первой? Ответ был дан исчерпывающий: «представителям обеих приходится продавать себя». Что ж, автор этого мини–исследования, опубликованного в номере за 20 июня, знает, надо полагать, о чем пишет, ведь это российская журналистка, редактор ежедневной московской газеты «Вперед». В Германии журналистка на стажировке. Очевидно, издалека ей многое видится яснее в родном отечестве.

В таких ситуациях сторонние, как говорится, лица считают приличным промолчать: мол, хочешь ворошить на людях свое же грязное белье — что ж... Однако практически одновременно с этой публикацией в другой московской газете также появилась публикация, претендующая на то, чтобы увидеть большое на расстоянии. И на сей раз эта попытка напрямую касается нашей страны. Речь в материале, подготовленном, очевидно, минским представителем редакции, идет об опубликованном вчера в белорусской прессе указе Президента, регулирующем некоторые моменты предпринимательской деятельности, в том числе уплату НДС при ввозе товаров. Из этого делается вывод, что... «А.Лукашенко объявил торговую войну собственному малому бизнесу, да к тому же отгородил его от России». Шикарное наблюдение!

Когда в ход идут такие огульные обвинения, неплохо бы позаботиться об аргументах. На деле же российским читателям сообщается полуправда. Вот лишь один штрих. Мол, указ освобождает от уплаты таможенной пошлины тех, кто ввозит из России в Беларусь товары из третьих стран, а следовательно, российские изделия якобы оказываются в невыгодном положении. Но суть–то в том, что китайский и турецкий ширпотреб, транзитом идущий к нам через Москву, фактически уже обложен пошлиной — в России. Почему же белорусские предприниматели, а следом и покупатели должны платить ее еще раз? Почему солгал журналист, ведь вопрос очень серьезный?

У деловых людей в Беларуси, прямо скажем, иная точка зрения на указ. Председатель Минского столичного союза предпринимателей Владимир Карягин, например, в числе его плюсов назвал право выбирать приемлемую для самих коммерсантов систему уплаты налогов. Да и в целом документ — цитирую — очень детально регламентирует все аспекты работы индивидуальных предпринимателей, в том числе уплату НДС и таможенной пошлины при ввозе товаров из России. Введение уплаты налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме также позволит решить ряд проблем. В указе учтены многие предложения предпринимательских союзов — даны четкие определения рабочих мест, торговых площадей. В целом же он дает деловым людям толчок для переориентации на более цивилизованные формы работы.

Как видим, порой не надо ехать за тридевять земель, чтобы разглядеть истину. А она в том, что в Беларуси шаг за шагом создаются благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Возможно, оппоненты не оставят эту фразу вне критики, но хотелось бы, чтобы они делали это в увязке с реальными событиями. Тогда станет ясно, что многие проблемы, с которыми сталкиваются деловые люди, есть следствие отнюдь не чьих–то субъективных решений, а закономерных трансформаций экономического механизма. То же взимание по–новому НДС в торговле с Россией — шаг к более цивилизованному рынку, и он уже приносит многие миллионы долларов дополнительных доходов в белорусскую казну.

Тем не менее этот переход для малого бизнеса оказался болезненным, что стало поводом еще раз пристально проанализировать весь спектр его взаимоотношений с обществом. Недавние встречи Президента с предпринимателями еще свежи в памяти — не буду их пересказывать. Но один принципиальный момент отмечу, поскольку уже с июля он станет реальностью. Практически все предприниматели поднимали вопрос о высоких арендных ставках за торговые места. Так вот, ставки упорядочиваются, причем при непосредственном участии самих деловых людей. В итоге, например, на крупных рынках — «Аквабел», «Ждановичи», «Паркинг» в Минске, «Южный» в Гродно, «Космос» в Гомеле — аренда снижена на 30 — 35 процентов. На многих других — несколько меньше, но тоже существенно. Если раньше некоторые ушлые владельцы помещений буквально драли с арендаторов три шкуры вплоть до поборов в виде мифических займов (что потом сказывалось на ценах!), то теперь строго ограничен перечень расходов, которые можно возмещать за счет арендной платы. Ограничена и рентабельность рынков и торговых объектов.

Эта мера напрямую касается примерно 50 тысяч индивидуальных предпринимателей (а также нанятых ими работников, членов их семей), большинство из которых, как показывает жизнь, отнюдь не шикуют, реализуя различные отечественные и зарубежные товары. Ну а покупателям будет легче, если издержки частной торговли станут меньше? Я поговорил об этом с самими коммерсантами. Конечно, каждый из них по отдельности предпочел бы за счет сокращения затрат увеличить свою прибыль, а не снижать цену. Но конкуренция заставит сделать именно второе. А точнее, в плюсе окажутся и продавцы, и покупатели. Интересно, заметят ли это наши далекие наблюдатели?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter