Что в зоне повышенной опасности?

Можно ли пить пиво в купе поезда и спать в зале ожидания?

На вопросы наших читателей отвечают белорусский транспортный прокурор Анатолий ДУДКИН и начальник Управления внутренних дел на транспорте МВД Республики Беларусь Вячеслав ЕВСТАФЬЕВ

В условленное время два генерала заняли места у телефонного аппарата, по номеру которого читатели могли задавать им вопросы. Рядом находились сотрудники Белорусской транспортной прокуратуры и УВДТ, чтобы в случае необходимости помочь своим руководителям дать оперативный ответ на поставленный вопрос.

Первый позвонивший попросил соединить его с белорусским транспортным прокурором.

— Анатолий Константинович, вас беспокоит Авлочинский Виктор Марьянович. В течение 25 лет я работал инженером-технологом в Минском метрополитене...

— По какому вопросу звоните?

— При реконструкции системы видеонаблюдения на четырех станциях Минского метрополитена были выявлены существенные нарушения. Применялись материалы более дешевые, которые нельзя было применять из соображений противопожарной безопасности. В результате этих действий причинен серьезный ущерб. Я входил в состав приемочной комиссии, осматривал установленное оборудование. При составлении акта указал, что сдаваемые объекты нельзя принимать в эксплуатацию. Этот акт был представлен начальнику метрополитена. После этого со стороны администрации на меня стали оказывать давление. Начальник метрополитена отказал в личном приеме. По факту причинения ущерба в размере 130 миллионов рублей было возбуждено уголовное дело. Им занималось управление по борьбе с экономическими преступлениями УВДТ, затем его передали в Белорусскую транспортную прокуратуру. У меня вопрос такого рода: почему руководители Минского метрополитена еще не понесли наказания и до сих пор занимают свои посты?

Анатолий ДУДКИН: Виктор Марьянович, прокурорский надзор за метрополитеном вот уже около года находится в ведении Белорусской транспортной прокуратуры. Правда, уголовное дело, о котором вы говорите, наши следователи не расследовали. Насколько мне известно, его расследовало УПР ГУВД Мингорисполкома, за которым осуществляет надзор прокуратура г. Минска. Но так как у вас накопилось немало вопросов по руководству столичного метрополитена, то давайте встретимся с вами и все обсудим.

— Я 25 лет достойно отработал в Минском метрополитене, награжден за свой труд. Два года подряд мой портрет висел на Доске почета. И после всех этих отличий мне предложили заключить контракт всего на один год. Думаю, что на это повлияло то обстоятельство, что я высказал свое принципиальное мнение по допущенным нарушениям, обратился с заявлением в УВД на транспорте. Неужто я заслуживаю такого ко мне отношения руководства метрополитена, которое проявилось в последнее время?

— Я жду вас, Виктор Марьянович. Думаю, что наша встреча многое прояснит. 

Игорь Эйдельштейн из Орши беспокоит. У меня вопрос такого рода. В связи с террористическими актами в Москве и в целом в России в белорусских аэропортах, на других объектах транспорта будут также усилены меры безопасности?

Вячеслав ЕВСТАФЬЕВ: Уже многое в этом направлении сделано. Есть соответствующее распоряжение министра внутренних дел. В Национальном аэропорту Минск предпринимаются соответствующие меры. С представителями Департамента по авиации Министерства транспорта Беларуси мы работаем над тем, чтобы с помощью технических моментов предотвратить проход кого бы то ни было со взрывчатыми веществами на территорию аэропорта. Впрочем, нашим приказом предусмотрен целый комплекс мероприятий. Как известно, граница Беларуси с Российской Федерацией открыта. Угроза к нам с ее территории вполне может прийти. Это не может нас не беспокоить.

— Видимо, транспортная милиция не оставит без внимания и железнодорожные вокзалы? – уточнил Игорь Эйдельштейн.

— На железнодорожных вокзалах, прежде всего, будет совершенствоваться видеонаблюдение. В прошлом году на таких объектах уже установлено более двухсот видеокамер. Внесено предложение по оборудованию вокзалов цифровыми камерами последних моделей. Мы намерены тщательно и четко отслеживать ситуацию на объектах повышенной опасности, к числу которых вокзалы и относятся.

Анатолий ДУДКИН: Я хотел бы добавить, что, помимо аэропорта и железнодорожного вокзала, у нас есть еще метро в Минске. В настоящее время на восьми станциях Московской линии метро установлены устаревшие видеокамеры. В этом году запланировано поменять их на трех станциях. Мы в силу определенных причин не можем улучшить безопасность за год более чем на трех станциях. Деньги для этого требуются большие: чтобы оборудовать соответствующим образом одну станцию, необходимо найти 650 миллионов рублей. Белорусская транспортная прокуратура направила письмо председателю Минского горисполкома с просьбой отыскать дополнительные средства для решения этой злободневной проблемы.

Очередной звонок был из Витебска. Девушка, назвавшаяся Еленой, рассказала о том, что ей как-то пришлось присутствовать на выездном судебном заседании, которое состоялось в локомотивном депо. Эффект оно дало большой. Все было наглядно и зримо. После такого заседания многие всерьез задумаются, прежде чем совершить преступление, противоправный поступок. Читательница поинтересовалась: как часто проводятся выездные судебные заседания на предприятиях и в организациях транспорта?

Анатолий ДУДКИН: Есть указание Генерального прокурора, которым предписано ориентировать суды на проведение выездных судебных заседаний в трудовых коллективах и по месту жительства граждан. Но, к сожалению, их пока проводится недостаточно. В целом по стране с выездом на место проводится только 2,4 процента от всех состоявшихся судебных заседаний. Вы, Елена, как я понял, советуете более активно использовать такую форму профилактики преступлений?

— Да, я считаю, что это очень важно в воспитательных целях. Выездные судебные заседания дисциплинируют людей.

— Что же, будем стараться более активно воплощать ваши пожелания.

Светлана из Бреста повела речь о фактах распития спиртных напитков гражданами в общественных местах. В частности, поинтересовалась: можно ли пить пиво в купе поезда?

Начальник УВДТ В. Евстафьев предоставил возможность ответить на этот вопрос своему заместителю Владимиру Новиткевичу. Владимир Степанович поведал, что в минувшем году сотрудниками транспортной милиции за распитие спиртного в общественных местах к административной ответственности привлечено более 1,5 тысячи граждан. Он обратил внимание, что ранее транспортная милиция активно наказывала и тех, кто пил пиво в купе поезда. Но позже ее руководители поняли, что тем самым они перегибают палку. В настоящее время граждане за это к административной ответственности не привлекаются, если они не совершают правонарушений и не находятся в состоянии алкогольного опьянения. Больше внимания транспортной милицией уделяется профилактике пьянства.

Жительница Гродно Ирина Шей рассказала о ситуации, в которой оказалась ее знакомая. Она ехала в шумной компании в электричке и хотела вызвать посредством соответствующей кнопки, установленной в вагоне, сотрудников милиции, но на ее зов так никто и не отозвался.

Вячеслав ЕВСТАФЬЕВ: К сожалению, мы не имеем возможности снаряжать в каждый поезд наряд милиции. Наряд милиции сопровождает в обычные дни где-то каждый третий поезд, а в выходные – каждый второй. Если такой факт, о котором вы, Ирина, сообщили, имел место быть, то о нем надо было сообщить после высадки из поезда на любой станции. К сожалению, наши сотрудники не всегда своевременно могут прибыть на зов о помощи, есть такие отрицательные моменты в нашей работе. Мы в ближайшее время встретимся с руководством Белорусской железной дороги и попробуем выяснить: почему после вызова по кнопке прямой связи с машинистом не всегда последний отвечает пассажирам. А ведь порой помощь может потребоваться самая неотложная.

После того как распрощался со звонившей, генерал Евстафьев дал распоряжение подчиненным провести соответствующие учения, в ходе которых проверить состояние кнопок прямой связи с машинистами в электропоездах, все ли они исправны, всегда ли следуют ответы на просьбы о помощи.

— Наше РУП «Путевая машинная станция № 118 Белорусской железной дороги» возглавлял Виктор Тимошевич. В отношении его сначала возбудили уголовное дело, а затем почему-то прикрыли. Кто за этим стоит? Ставился ли вопрос о возмещении ущерба, который причинил предприятию Тимошевич? – эти весьма конкретные вопросы задал Николай Кулагин.

Анатолий ДУДКИН: Действительно, следователь следственного отдела БТП по Витебскому транспортному региону в конце минувшего года окончил расследование по уголовному делу, возбужденному в отношении начальника РУП «Путевая машинная станция № 118 Белорусской железной дороги» Виктора Тимошевича. Ему ставились в вину факты привлечения с 2005-го по 2010 год к работе на своем дачном участке и дачном участке дочери подчиненных работников. Следствие установило, что этими действиями был причинен ущерб ПМС-118, исчисляемый 3 083 642 рублями. Обвинялся также В. Тимошевич и в том, что в августе прошлого года завладел деньгами предприятия в сумме 725 509 рублей путем представления к оплате заведомо ложного листка нетрудоспособности, а также похитил незаконно списанный электроинструмент ПМС-118 на сумму 2 834 358 рублей.

Уголовное дело следователь передал витебскому транспортному прокурору для направления в суд. Однако 18 декабря 2010 года обвиняемым В. Тимошевичем подано на имя Президента нашей страны ходатайство о применении к нему положений ст.88-1 Уголовного кодекса Беларуси об освобождении от уголовной ответственности в связи с полным возмещением им причиненного ущерба и признанием вины. До настоящего времени данное ходатайство находится на рассмотрении в Администрации Президента. До принятия решения по этому вопросу уголовное дело для рассмотрения в суд, естественно, не направлялось. Оно находится у прокурора в соответствии с ч. 2 ст. 264 УПК Республики Беларусь. В отношении лиц, причастных к совершению В. Тимошевичем преступлений, из уголовного дела материалы выделены для проведения проверки в порядке ст. 174 УПК.

Причиненный ПМС-118 материальный ущерб в сумме 3 809 151 рубль В. Тимошевичем, действительно, полностью возмещен в добровольном порядке. Похищенный им инструмент возвращен предприятию.

— Вот говорят, — заметил Петр Федорович, — что валютчиков у нас уже нет. Тем не менее на некоторых вокзалах я их вижу. И поддельные деньги порой ходят по рукам. Как с этим бороться? Как считают наши генералы: валютчики в самом деле оживились?

Вячеслав ЕВСТАФЬЕВ: Транспортная милиция Беларуси в 2010 году составила 20 протоколов об административном правонарушении в связи с незаконным обменом валюты. В 2009 году таких протоколов было составлено около 50. Правда, сокращение таких случаев не говорит о том, что милиция расслабится и не будет контролировать эту сферу.

Со своей стороны призываю граждан не связываться с валютчиками, а менять деньги в банках. 90 % фальшивых денег, которые изымаются на объектах транспорта, — это доллары США и российские рубли. Но больше всего транспортную милицию беспокоят такие преступления, как кражи. Они составляют от 70 до 80 % всех правонарушений, которые фиксируются в зоне ответственности УВДТ.

— Меня зовут Федорова Ирина Викторовна, — представилась очередная позвонившая на «прямую линию» читательница. – Я живу в г. Орше и пользуюсь железнодорожным транспортом, особенно активно — в летнее время. При этом наблюдаю такую картину. Сотрудники милиции то и дело будят в электричках, на вокзале спящих граждан. Почему? На каком основании? Никто почему-то не хочет мне ответить на эти вопросы.

Вячеслав ЕВСТАФЬЕВ: Уважаемая Ирина Викторовна, я не думаю, что сотрудники милиции будят абсолютно всех спящих граждан. Второе: у нас подавляющее большинство краж совершается либо в отношении пьяных, либо когда граждане спят. Недавно к нам за помощью обратился гражданин: пока он спал в электропоезде, у него украли ноутбук. Согласно закону о милиции наш сотрудник имеет право не только будить пассажиров, но в случае необходимости осуществлять и до-смотр. Ваш вопрос касается исполнения сотрудниками милиции своих профессиональных обязанностей. Поэтому мы на вашем вопросе еще раз сосредоточим внимание, давая наставления своим подчиненным. Будем наставлять их не будить без нужды пассажиров на вокзалах, в электропоездах. Но в любом случае сотрудник милиции проявляет индивидуальный подход и вправе пойти на такой шаг.

Светлана Александровна Довженко поинтересовалась мерами, которые предпринимаются по предотвращению травматизма на объектах железнодорожного транспорта.

Генерал милиции В. Евстафьев в своей части ответа предостерег молодых людей, которые идут по железнодорожным переездам и переходам, другим местам повышенной опасности, используя при этом наушники для прослушивания музыки. Это чрезвычайно опасно для жизни. Подтверждение тому недавний трагический случай, произошедший с девушкой в Барановичах. Она шла в наушниках и не услышала из-за этого шума приближающегося поезда.

Анатолий ДУДКИН: Хотел бы отметить, что уже несколько лет на объектах железнодорожного транспорта наблюдается снижение как производственного, так и непроизводственного травматизма. Этому способствовало использование различных рычагов, в том числе и качественного прокурорского надзора за безопасностью движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта, большой объем проведенных предупредительно-профилактических мероприятий. В результате в минувшем году на 7 % (с 259 до 241) снизилось по сравнению с предыдущим годом количество пострадавших граждан, в том числе на 22,5 % (со 107 до 83) уменьшилось число травмированных. Почти наполовину сократилось количество несовершеннолетних, пострадавших на объектах транспорта. Данный показатель количества пострадавших является самым низким за последние годы. Но никому нельзя самоуспокаиваться. Тем более что незначительный рост количества случаев травматизма допущен в Барановичском, Гродненском и Гомельском транспортных регионах. Возросло количество погибших в Брестском, Витебском, Гомельском, Могилевском и Оршанском транспортных регионах. Также в Могилевском и Гомельском транспортных регионах увеличилось количество лиц, травмированных в состоянии алкогольного опьянения поездами.

Снизилось количество фактов производственного травматизма. В минувшем году травмы на производстве получили 23 человека против 33 в 2009-м. К сожалению, при общем снижении количества случаев травматизма на прежнем уровне осталось количество погибших и получивших тяжкие телесные повреждения работников транспорта. Транспортным прокурорам необходимо усилить надзор за соблюдением Директивы № 1 Президента, а также за трудовой дисциплиной на поднадзорных предприятиях транспорта. Нам следует мерами прокурорского реагирования добиваться активизации работы комиссий по борьбе с пьянством, усилить спрос с руководителей за состояние кадровой дисциплины, последовательно реализовывать принцип неотвратимости наказания виновных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter