Что в “золотой кладовке”

Поклонников кисти Михаила Александровича Врубеля встретишь чаще всего в Третьяковке, где главным образом и хранятся полотна знаменитого мастера русской живописи позапрошлого столетия. Среди них — и исполненный драматичной напряженности "Демон поверженный". Однако мало кому известно, что один из немногих эскизов этой потрясающей работы, выполненный в смешанной технике акварелью и гуашью, представлен в экспозиции музея "Спасенные художественные ценности" в Бресте. А попал он сюда в 1985 году вместе с чемоданом икон. Шедевр, как и предметы культа, пытались нелегально переправить в Европу.

Идею создания этого уникального музея подсказала не просто жизнь, а жизнь на границе. Еще в 1953 году Брестский областной краеведческий музей получил несколько старинных икон, задержанных таможней при попытке вывоза их за пределы страны контрабандистами. Спасенные раритеты стали поступать в запасники регулярно. И в 1976-м часть наиболее интересных произведений искусства была впервые представлена широкому ценителю прекрасного.
В 1980 году Совет Министров БССР принял постановление “О мерах по предупреждению незаконного вывоза культурных ценностей за пределы СССР”, и при областном управлении культуры создали группу искусствоведов, которая начала работать в тесном контакте с таможенной и пограничной службами. Результатом такого уникального сотрудничества и стало рождение музея “Спасенные художественные ценности”, подобного которому в Беларуси нет.
В народе его сразу же окрестили “золотой кладовкой”. Которая, впрочем, только в 1989 году обрела постоянную прописку в привлекательном особнячке — бывшем жилом доме для семей чиновников Полесского воеводства Польши, центром которого Брест был в двадцатых годах минувшего века.
В иные годы с границы музей получал экспонаты тысячами. Конечно же, только самые интересные попадали в экспозиции десяти залов. И сегодня здесь залюбуешься образом ХVI века “Спас в силах”. Всего на столетие младше его “Троица Ветхозаветная”... Под иконы в серебряных окладах, выполненных ведущими российскими ювелирами ХVIII века, отведен отдельный зал. Шедевры светского ювелирного искусства представлены в том числе и изделиями знаменитой фирмы Фаберже. Кавказские пояса и кинжалы, японская живопись по шелку, буддийская скульптура, полотна Айвазовского, Мясоедова, Антонелли и многих других именитых мастеров оставляют у каждого посетителя впечатления просто-таки незабываемые. Собранная за все годы “таможенная коллекция” насчитывает сегодня около четырех тысяч единиц.
— Предметы, которые с точки зрения построения экспозиции не представляют для нашего музея большой ценности, мы передаем другим музеям или храмам, — рассказывает бессменная хозяйка “золотой кладовки” искусствовед Ирина Тарима. — Уже, правда, не так активно, как раньше, но музей продолжает пополняться новыми поступлениями. Контрабанда попадала в Брест главным образом из России, но теперь там создан цивилизованный рынок антиквариата, и поток нелегальных ценностей резко пошел на убыль. В прошлом году мы пополнили экспозицию икон в серебряных окладах, а также изделий фирмы Фаберже.
Музей ведет активную выставочную деятельность. В наш небольшой зал наиболее органично вписываются выставки творческой молодежи — графики, фотоискусства. Вот и сейчас вниманию посетителей предлагаем экспозицию работ преподавателей Брестской художественной школы “Осень-2006”.
Поддерживаем и международные связи. В этом году с большим успехом экспонировалось творчество заслуженного художника России Алексея Шалаева, его коллеги из Японии Мичио Ямамото. А в планах на будущий год выставка, которую нам предоставит Институт Гете, — “Остановка — Европа”. В ней примут участие художники и фотомастера из Беларуси, Польши, Литвы и Германии.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter