Что в сухом остатке?

Пострадавшие от потопа массово обращаются в страховые компании

Дождь в помощь!

От улицы Мельникайте до Немиги в ближайшее время сделают еще 3 аварийных выпуска ливневой воды

Пережили, перемыли, обсохли – и стали искать виноватых. После пятничных событий на Немиге только ленивый не бросил камень в сторону коммунальных служб. Мол, коллектор не работает, пора наводить порядок. Объяснения специалистов «Горремливнестока» затерялись в массе критических замечаний и шумихи, вызванной большой водой. Давайте послушаем и другую версию произошедшего.

— Магистральные коллекторы столицы рассчитаны на пропуск дождя повторяемостью раз в полгода—год. 24 июля на Минск обрушился ливень, который бывает раз в пять лет: за 2,5 часа выпало больше половины месячной нормы осадков (56 мм). Это стопроцентный форс-мажор, который перечеркнул все существующие расчетные нормативы. — Если «Жигули» не предназначены ехать со скоростью 250 км/ч, то, сколько ни старайся, ничего не выйдет. Скорее заглохнет сама машина. Примерно так получилось и с ливневой канализацией, — говорит Андрей Гудков, главный инженер «Горремливнестока». – То, что в городе произошло нечто сверхординарное, говорит и подтопление станций метро «Парк Челюскинцев» и «Восток». Этого не должно было произойти ни при каких обстоятельствах. И не произошло бы, если бы спуск к станции не был на одном уровне с тротуаром. Поэтому и затопило.

Второй вопрос — почему всегда Немига? До строительства одноименной станции метро ливневые воды напрямую стекали через коллектор «Немига» в Свислочь. После 1984-го его закрыли и пустили ливневой сток опосредованно, через коллектор «Центр». Примечательно, что его выход в реку даже сейчас подтоплен на две трети: чтобы вода вытекала свободно, в трубах должно создаться немалое давление. В условиях стихии трубы попросту «захлебывались».

— В субботу в Мингорисполкоме состоялось экстренное совещание с участием помощника Президента Анатолия Калинина. К чему удалось прийти? Понятно, что до окончания строительства второй нитки коллектора «Центр» (деревня Веснинка—улица Мельникайте—промзона Колядичи) говорить о кардинальном изменении ситуации не приходится. В своем нынешнем виде городская ливневка может выдержать (и выдерживает) только ту нагрузку, которую заложили четверть века назад при проектировании. Тогда ведь никто не думал о глобальном потеплении и тропических ливнях в Минске, — продолжает Андрей Гудков. – В то же время сейчас принимаются оперативные меры, которые помогут избежать масштабных подтоплений в наиболее низких местах. В частности, «Минскинжпроекту» и Горремавтодору даны поручения обследовать ныне существующий аварийный выпуск в Свислочь в районе улицы Мельникайте, а также проработать возможность строительства еще двух. Окончательное решение по этому вопросу станет известно к концу недели.

Все, кажется, хорошо. Но почему-то никто не говорит о другом: об экологии главной столичной реки, в которую – случись что – с утроенной силой хлынет муть с городских улиц и проспектов. Отстойников и системы фильтрации аварийные выпуски, увы, не предусматривают.

Василий МАТВЕЕВ, «Р»

---------------------------------

Гидроудар по страховщикам

Жертвами пятничной стихии оказались сотни автомобилей, десятки магазинов и складских помещений. Пока ущерб уточняется, но очевидно одно – итоговая цифра будет немаленькой. Сегодня в полную силу работают не только оценщики, но и представители страховых компаний. По всей видимости, наводнение может основательно «подмыть» их бюджеты.

Как говорит Михаил Мостовский, мастер одного из автосервисов, которому пришлось трудиться все выходные, «диагнозы» у утонувших автомобилей в основном сложные: «Многим сильный дождь залил всю электронику, у некоторых автомобилей ситуация еще хуже – вода попала через воздушный фильтр и случился так называемый гидроудар. Это значит, что придется ремонтировать весь двигатель. У третьих вышла из строя шаровая — им предстоит ремонт подвески».

Понятно, что у владельцев «подмоченных» авто самый главный вопрос – кто возместит урон? Глава компании «B&B Insurance» Борис Медник поясняет: традиционный полис автогражданки ущерб от стихии не покрывает. Хозяева пострадавших автомобилей могут считать себя счастливчиками только в том случае, если у них на руках был полис КАСКО. «На самом деле полное и неполное КАСКО отличаются друг от друга только одним видом услуг – в «облегченном» пакете отсутствует страхование от угона. А вот угроза стихийных бедствий прописана обязательно, — говорит Медник. — Кстати, спустя 2 дня после разгула стихии к нам в компанию позвонили уже более 100 владельцев застрахованных автомобилей». Однако не автомобили главная причина головной боли страховщиков. Наибольший ущерб, по предварительным оценкам, будет зафиксирован в подтопленных магазинах и складских помещениях. Только в «B&B Insurance» уже приняли более 10 звонков от пострадавших владельцев.

Как говорят в «Белгосстрахе», число обращений граждан может оказаться рекордным. Несмотря на то что район улицы Немиги в Минске подтапливает чуть ли не ежегодно, в таких масштабах это случилось, пожалуй, впервые, а число застраховавшихся по КАСКО за последние несколько лет выросло в разы. Но несмотря на грядущие выплаты, представители страхового бизнеса довольны: возмещение ущерба сможет наглядно продемонстрировать гражданам все преимущества добровольного страхования. Это значит, уже в ближайшее время число клиентов у компаний может существенно увеличиться.

Александр БЕНЬКО, «Р»

-----------------------------------

Только цифры

Во время ливня 24 июля в Минске подтоплены более 100 подвальных помещений зданий, 77 участков автомобильных дорог. С интервалом от 50 минут до 5 часов приостанавливалось движение 24 троллейбусных, 6 автобусных и 4 трамвайных маршрутов, на станциях метрополитена «Парк Челюскинцев» и «Восток» поезда в течение 15 минут следовали без остановок. Подразделениями МЧС из подвальных и цокольных этажей зданий спасены 52 человека и эвакуированы из автотранспорта 494, уточнили «Р» в пресс-службе министерства. 

Это факт

За 26 дней июля в Беларуси установлен рекорд по абсолютному количеству месячных осадков. За это время выпало 362 мм осадков по всей Беларуси, что превысило норму в 3—4 раза.

Кстати

На создание в Минске эффективной системы ливневой канализации, а на это потребуется почти 10 лет, из бюджета города планируется направить Br 1 трлн., сообщил исполняющий обязанности председателя Минского горисполкома Николай Ладутько на оперативном совещании в мэрии, передает БЕЛТА. Эта система сможет справляться с сильнейшими ливнями (до 100 мм осадков) за 10—15 минут.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter