Взрослые ратуют за то, чтобы в школах дети не бранились, а сами отказаться от этого греха не могут

Что в сердце, то и на устах

Взрослые ратуют за то, чтобы в школах дети не бранились, а сами положа руку на сердце отказаться от этого греха не могут

Первый стих Евангелия от Иоанна звучит так: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно оно наполняет нас чувствами, сначала рождается в голове, затем проговаривается и побуждает к делам. От избытка сердца глаголют уста. И сегодняшнее наше слово может иметь последствия в вечной жизни, куда с собой ничего не заберем: ни нынешнего имущества, ни званий, ни наград. Останется только то, что в сердце, — личное достояние, приобретение, итог. Поэтому Господь учит: от слов своих оправдаешься, от слов своих осудишься. К чему ведет грех сквернословия, который не только свидетельствует о низком уровне культуры и образования, но и не допустит человека в Царствие Божие? Об этом наш разговор с настоятелем храма в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы иереем Виталием МАЛИШЕВСКИМ.


 Ругаться по матери — значит оскорбить личность через попрание органов и лиц, благодаря которым появляемся на свет. Попытка перевернуть отношение человека к самому себе, чтобы он возненавидел самое драгоценное, обесценил свое бытие и добровольно отказался от него. Этого хочет сатана, и именно так поступил по отношению к Богу падший ангел. Господь говорит, что злоречивый не наследует Царствие Божие, и тем самым дает понять, что мы должны пересмотреть свою жизнь прямо сейчас. Апостол Павел учит: наши поступки отражают внутреннее состояние любви или нелюбви, а сквернословие свидетельствует об отсутствии доброго проявления этого чувства. Господь не может заставить любить. Он призывает, показывает пример, когда на Голгофе молится за своих распинателей и говорит: «Они не ведают, что творят». Действительно, человек в состоянии греха помрачается и не понимает происходящего, а также его последствий, — наставляет отец Виталий.

Сквернословие — знак беспомощности человека и его бессилия, особенно это заметно при неудачах, когда хочется сразу «ударить по проблеме». Но сильный понимает, что таким образом ее не решить, а скорее, наоборот, боль обостряется и толкает на опрометчивые поступки. Мы в это время словно атом в состоянии расщепления, неуравновешенны и нестабильны.

— Бранные слова — признак духовного и нравственного разложения. Произносящий в первую очередь пачкает собственную душу, добровольно унижает личное достоинство. Как в отношении других? Любимому человеку язык не повернется сказать гадость, а вот когда любовь уничтожена — язык вертится как вентилятор. Нам нужно помнить: что желаем ближнему, то получим себе. Апостол Павел советует: благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте. Ядовитые, желчные, гадкие, позорные слова равнозначны убийству физическому. Многие этого недооценивают, говорят, мол, каяться не в чем — никого не убили, аборт не сделали. Однако Господь предупреждает: тот, кто сказал другому хотя бы «дурак», уже зажег в себе геенну огненную, опустил себя в ад. Причем необязательно озвучив, а произнеся в себе. Если наполним сердце добротой, тогда в нем не будет места скверне, а в мире — тюрьмам и беззаконию, — убежден Виталий Малишевский.

Часто ругательства становятся триггером к греховным поступкам и преступлениям. Поэтому Господь говорит, что из человеческого сердца исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все эти грехи рождаются сначала в виде слова по отношению к ближнему. Но главное, если сквернословие направлено на нас, это всегда вызывает внутреннее возмущение, обиду, гнев, расстройство, отнимает внутренний мир. Потому Господь и учит возлюбить ближнего, не отвечать тем же, чтобы не слышать в свой адрес уже кратно умноженных непристойностей. Напротив, христианин должен служить примером спокойствия и разумных слов. Это поможет разбудить в душе обидчика совесть и некогда обратить к исправлению.

 К сожалению, сейчас мода на скверное слово. В том числе и потому, что идеалы, которые себе порой выбираем, несовершенны. Если кумир позволяет себе непристойности, то поклонники воспринимают это как норму и стремятся воплотить такое поведение в жизни. Поэтому у людей, в том числе молодежи, должны быть добрые идеалы, которые в церкви мы называем святыми. К примеру, Иисус Христос, Божья Матерь, апостолы… Единственное лекарство от сквернословия — духовный пост и покаяние, во время которых к нам приходит осознание своих греховных поступков, переосмысливание многих вещей, а сердце наполняется любовью. Вот только любить нужно учиться, развивать этот главный Божий дар с рождения. Иначе не избежать проблем: тюрем, абортов, разводов, войн, — идеализирует представление о мире отец Виталий. 

Оскуднение любви компенсирует в нас закон земной. Не понадобятся исправительные учреждения или смертная казнь, если перестанем обижать других. Но мы не готовы, не хотим учиться любить. Взрослые ратуют за то, чтобы в школах дети не бранились, а сами положа руку на сердце отказаться от этого греха не могут. Или некоторые выступают за отмену смертной казни, но никто не готов отказаться от уничтожения человека словом. Твердим, что живем в христианском обществе, меж тем храм посещаем нечасто. Каяться в ошибках не спешим, но требуем мягкости закона.

Отдельный разговор отец Виталий заводит об интернет-буллинге, спорах и оскорблениях в сети:

— Отвечать тем же — значит стать таким же. Зло нельзя победить злом, это вечная формула. Представим ситуацию, применимую и во взаимоотношениях. Собака лает, пытается нас напугать... Если будем бояться, убегать, визжать — она оскалится, догонит, покусает. Кинологи советуют остановиться и не делать резких движений. Так и в беседе с обидчиком: выйдешь из себя, в порыве скажешь неприятное — сам можешь пожалеть, оппонент начнет атаковать с удвоенной силой. Будь спокоен, как Христос. Ведь Бог не в силе, а в правде. 

Человек, позволивший себе оскорбления в интернете по отношению к другому, не понимает, что оскверняет личное достоинство. Ему кажется, свою стрелу направил в противника, а на самом деле — в самого себя, потому что в этот момент в его сердце зарождается ад, который врачи называют стрессом. Гневается пять минут, час, год или до конца дней — зло доставляет дискомфорт, приносит болезни. Потом подозреваем, что кто-то нас сглазил, навел порчу, виним медицину, а на самом деле все просто — нужно очистить свое сердце.

В любом споре показываем оппоненту, что мы не оскорбились и стрела, пущенная им, в нас не попала. Сохраняем спокойствие, как Господь на Голгофе и на суде у Пилата. Его оскорбляли, избивали и при этом вызывали ответную реакцию. Но ее не последовало даже тогда, когда Христос мог оправдаться перед Пилатом. Прокуратор Иудеи напоминал, что в руках держит власть, может отпустить Иисуса, но почему Он молчит? Спаситель молчал, ведь Пилат не был готов Его слышать, болел грехом.

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию», — учит Господь. Из этого следует, что Он просит нас своим слепым гневом не разрушить жизнь тех, кого ищет сам исправить и восстановить. По слову профессора Лопухина, «Бог, как праведный Судья, охраняет жизнь мира и не даст восторжествовать злу над добром». Через оскорбление другими мы сами испытываемся на предмет любви. Да и какая нам заслуга, если любим любящих нас? Так умеют и грешники. Пожалейте обидчика и постарайтесь внутренне его оправдать. Жалость — начальная форма любви, к тому же мы не в курсе многих обстоятельств. Если бы знали, какая добрая мама, когда бьет нас по рукам, лезущим в розетку… Лишь через несколько лет оценим, какая опасность грозила.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter