Что в Могилеве забыл Стендаль?

МЫ ПРОДОЛЖАЕМ публикацию серии очерков о культурной столице Беларуси и СНГ 2013 года — МОГИЛЕВЕ. При знакомстве с историей города нам открылись малоизвестные, но по истине любопытные факты из «биографии» города на Днепре. Сегодня эксклюзивные странички о просвещении: слове, книгопечатании, издательствах.

Здесь «рождены» уникальные летописи, новации в издательском деле и книги, на которых воспитывался известный белорусский драматург Винцент Дунин-Мартинкевич

МЫ ПРОДОЛЖАЕМ публикацию серии очерков о культурной столице Беларуси и СНГ 2013 года — МОГИЛЕВЕ. При знакомстве с историей города нам открылись малоизвестные, но по истине любопытные факты из «биографии» города на Днепре. Сегодня эксклюзивные странички о просвещении: слове, книгопечатании, издательствах.

Последняя белорусская летопись

Одним из самых древних памятников истории восточных славян является «Повесть временных лет». На Могилевщине было создано несколько уникальных хроник, в их числе «Баркулабовская летопись», «Хроника Спасского монастыря» и другие. Но есть и один уникальный текст, который называют летописью целого города.

В Могилеве был создан последний белорусский летописный свод — Могилевская хроника, памятник городского летописания XVII—XIX столетий. Хроника составлена лавником (заседателем в магистрате), купеческим старостой Трофимом Суртой и регентом городской канцелярии Юрием Трубницким, впоследствии ее продолжили еще три поколения Трубницких до 1864 года. В летописи города отражена социально-политическая, хозяйственно-экономическая и культурная жизнь Могилева. Приведены интересные материалы по истории Беларуси, Литвы, Украины, Польши, России XVII—XIX веков. Записи о событиях Северной войны 1700—1721 годов отразили тяжелое положение города в условиях интервенции. Созданы колоритные образы Петра I, Карла XII, Александра Меньшикова, Мазепы, белорусских шляхтичей Синицких и других. В хронике приводится также ряд литературных произведений первой половины XVIII века.

По жанру Могилевская хроника — летопись, переходящая местами в дневник города. Составлена она из коротких ежегодных записей и развернутых описаний значительных исторических событий. В летописи много бытовых зарисовок, описаний аномальных явлений, таинственных слухов, поступков могилевчан. Хроника — ценный сбор оригинальных, нередко уникальных сведений по истории нашего Отечества, источник изучения жизни белорусского города эпохи барокко.

Могилевская хроника опубликована частично и до сих пор хорошо не изучена. На сегодняшний день оригинал хранится в Санкт-Петербурге в Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина. В Могилеве имеются только несколько фотокопий (микрофильмов) хроники.

Авторы первых автографов

Согласно консервативной средневековой традиции, создав произведение искусства, художник поступал богоугодно, если оставался безымянным. Мастера Могилевской школы книжной гравюры «отличились»: они впервые в белорусском книгопечатании начали ставить подписи под своими работами.

Художники эти работали в типографии Могилевского Богоявленского братства, где издавались литургические и светские книги на белорусском, польском, греческом и латинском языках. Все издания типографии украшались богатыми иллюстрациями, заставками.

В основе художественных принципов мастеров гравюры Могилевской школы лежало революционное смешение жанров: в композиции религиозного содержания вносились личные наблюдения за окружающей жизнью, характерные типажи могилевских жителей, предметы домашнего быта. Это делало произведения необыкновенно реалистичными, убедительными картинами в современном смысле этого слова.

Главную роль в формировании школы гравюры сыграли жители Могилева Максим Ващенко и его сын Василий. Не так много известно о них. Максим родился во второй половине XVII века, по вероисповеданию православный, получил образование в Виленской иезуитской академии. Видимо, именно там Ващенко освоил профессию художника-гравера. Первой книгой, где появились его работы, стал сборник «Монархия Турецкая», изданный в 1678 году Слуцкой типографией.

Иллюстрации к ней явились значительным событием в белорусском книжном искусстве. Это был светский цикл графических работ с небывалой для того времени реалистической убедительностью. В иллюстрациях проявились личные наблюдения художника за жизнью своих земляков. Моделями для высоких и стройных турецких наложниц у Ващенко служили могилевские молодицы.

Максим Ващенко вошел в историю белорусского искусства как исполнитель гравюр резцом на медных пластинах. Более тридцати работ автора размещено в книге «Акафисты и каноны», которая вышла в 1693 году. Эта книга — лучшее белорусское издание тех времен и по художественному оформлению, и по полиграфическому исполнению. Традиции отца достойно продолжил сын Василий. Наиболее известные книги, над которыми он работал, — «Диоптра» (1698 г.), «Неба новае» (1699 г.), «Жития святых» (1702 г.). В книге «Жития святых» на титульном листе помещен пейзаж Могилева с изображениями гражданских зданий. Это, по сути, первый случай в полиграфии, когда в церковной книге реалистично показан городской пейзаж.

Французский классик на Могилевщине... заготавливал сено

В июне 1812 года армия французского императора вступила на белорусскую землю. Наполеон не был в Могилеве, его путь дважды пролегал через северные уезды. В губернском центре разместились службы корпуса маршала Даву.

Кроме французских полководцев, на территории Могилевской губернии во время так называемой Московской кампании 1812 года находился будущий всемирно известный французский писатель.

Анри Мари Бейль в октябре 1812 года из Москвы сообщил своей сестре, что получил назначение с пристойным месячным окладом и красивым титулом «генеральный директор обеспечения резерва». Интендант Бейль занимался на Могилевщине заготовкой провианта и фуража. Молодой, хорошо воспитанный чиновник был неплохим организатором. Он координировал деятельность интендантов в Витебске, Орше, Могилеве и именно за это получил благодарность от самого императора Наполеона.

В одном из своих писем Бейль писал, что между Оршей и Борисовом он «дал армии тот единственный кусок хлеба, который она получила...». Этот молодой человек через много лет и станет известным миру под псевдонимом Стендаль.

Первый журнал

Мало кто знает, что первый на Беларуси русскоязычный журнал был издан в 1817 году в Могилеве. Издание региональных газет и журналов было редким событием в Российской империи первых десятилетий XIX века. И в десятке первых провинциальных русскоязычных периодических изданий — могилевский журнал «Отечественный памятник». Он был посвящен дружелюбному соединению российских и польских народов 1817 года. «Периодическое сочинение» издавал и редактировал в Могилеве титулярный советник Фердинанд Орляя-Ошменец.

Несмотря на скромное, в чем-то любительское содержание журнала, «Отечественный памятник» был одним из первых русско-польских изданий, первым на Беларуси русскоязычным журналом и первым могилевским, который сделал, хотя и скромную, попытку отобразить городскую жизнь. Например, в одном из номеров подробно описан визит в Могилев императора Александра I; есть информация о могилевском высшем свете, который составляли чиновники, духовное руководство, генералитет 1-й Русской армии во главе с Барклаем де Толли.

«Отечественный памятник», хоть и печатался в типографии Московского университета, был неординарным событием для того времени. Ведь своей официальной газеты «Могилевские губернские ведомости» (1838—1917) Могилеву и губернии пришлось ожидать еще целых двадцать лет.

Как строить костелы — так в Петербурге, как печатать книги — так в Могилеве

Любопытный артефакт истории Могилева — типография Станислава Богуша-Сестренцевича. Ее уникальность в том, что с нее в Беларуси, по сути, началось книгопечатание гражданским шрифтом. Этот шрифт введен Петром I в 1708 году, чтобы упростить правописание по сравнению с древнерусским.

В Могилев архиепископ Станислав Богуш-Сестренцевич, основавший в Беларуси целую сеть школ, содействовавший открытию Виленского университета, переехал в 1773 году. Екатерина II назначила его, священнослужителя, руководителем епархии. Используя служебное положение, меньше чем через год Станислав Иванович организовал в Могилеве типографию — и в 1777 году в свет вышла первая «гражданская» книга «Учреждения для управления губернией». Согласно указу императрицы Екатерины II от 1780 года, в типографии обязаны были печатать официальные материалы, т.е. она выполняла функции губернской вплоть до открытия в 1833-м Могилевской губернской типографии.

Хозяин типографии хорошо понимал, как сделать ее рентабельной. По сути, он основал первое белорусское печатное предприятие, работающее исходя из реальных потребностей рынка. В частности, здесь печаталась светская литература. Известно более 65 наименований книг, изданных в типографии на польском, латинском, русском, французском и немецком языках. Стоит особо отметить издания «Краткая французская грамматика», «Белорусские календари», «Трактат вечного мира и дружбы», «Три книги о поэтическом искусстве» Ф. Прокоповича, «О происхождении сарматов и славян», «История Тавриды», «О Западной Руси» принадлежали перу самого Богуша-Сестренцевича. В Могилеве раскрылся его талант исследователя и литератора. Он написал несколько историко-краеведческих трудов. Кроме того, архиепископ был автором научной работы в области философии «Исследование о происхождении русского языка», и, возможно, им была написана грамматика белорусского языка. Также он был известен как поэт (писал на латинском и польском языках), драматург и организатор театра.

Как человек, воспитанный на идеях Просвещения, Станислав Богуш-Сестренцевич содействовал открытию в Беларуси школ разного типа, выступал за передовые для того времени формы обучения. Эта деятельность стала основанием для принятия его в члены Российской академии наук. В 1813 году Станислав Иванович был на некоторое время избран ее президентом.

Можно сказать, что Богуш-Сестренцевич подготовил себе достойную литературную смену. В начале XIX столетия в его могилевском доме воспитывался сирота-племянник, будущий классик белорусской литературы Винцент Дунин-Марцинкевич. Поначалу дядя не разобрался в его пристрастиях и ориентировал юношу на медицинскую карьеру.

О религиозно-просветительской деятельности архиепископа при его жизни было широко известно, гораздо менее знали современники о хозяйственно-предпринимательских способностях церковного иерарха. А ведь на него работали не только печатники, но также пивовары и ткачи. На доходы от собственного пивного завода и суконных мануфактур Богуш-Сестренцевич строил костелы в самом Петербурге! На те же деньги были основаны 15 стипендий для бедных студентов-белорусов и 4 стипендии для девушек-белорусок, получавших образование в столице империи.

Согласно завещанию архиепископа Могилевского, после его смерти все крепостные крестьяне на принадлежавших ему промышленных предприятиях стали свободны, причем каждый получил коня, семенной фонд и денежную помощь на приобретение леса для строительства дома. Также по завещанию библиотека (более 3000 томов), 20 тысяч рублей и приборы для научных изысканий получил костел св. Станислава.

Свидетель тех времен «жив» по сей день. Это дом — католическая консистория, который расположился по улице Ленинской, 25 в Могилеве…

По материалам книги «Могилевщина. Легенды, события, люди»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter