Что в кошельке у крестьянина

В итоге за январь—сентябрь темп роста реальной заработной платы превысил темп роста производительности труда на 5,2 процентных пункта, чего быть не должно, подчеркнул на пресс-конференции заместитель министра экономики Александр ЯРОШЕНКО.

Требование главы государства о повышении заработной платы в эквиваленте до 500 долларов многие производственники восприняли своеобразно

В итоге за январь—сентябрь темп роста реальной заработной платы превысил темп роста производительности труда на 5,2 процентных пункта, чего быть не должно, подчеркнул на пресс-конференции заместитель министра экономики Александр ЯРОШЕНКО.

Склады забили,  зарплату подняли

Президент, конечно же, имел в виду заработную плату, обеспеченную товаром, а не просто начисленную. Но оказалось не совсем так. По заработкам производственники так рванули вперед, что бюджетники отчаялись их догнать. Чтобы хоть как-то сократить этот разрыв, Правительство вынуждено было трижды в этом году увеличивать тарифную ставку первого разряда.

По словам заместителя министра финансов Максима Ермоловича, к концу нынешнего года средняя зарплата в бюджетной сфере должна составить 3,5 миллиона рублей, что будет равно примерно 400—412 долларам. С какими заработками собираются встречать Новый год производственники, остается только догадываться. Зато известно, что своей продукцией они забили все склады. На 1 октября по промышленности запасы готовой продукции составляли 21146,9 миллиарда рублей, или 54,1 процента к среднемесячному объему производства.

На вопрос обозревателя «БН», какой заработной платы ждать к концу года труженикам АПК, Максим Ермолович лишь развел руками, дав понять, что это зависит от самих аграриев, ведь они тоже производственники. Впрочем, однозначного ответа здесь быть не может. Ведь что такое АПК? Это перерабатывающие предприятия, которые можно условно отнести к промышленности и которые всегда жили богаче крестьян, и сельхозорганизации, где, как говорится, то зальет, то засушит, что, несомненно, влияет на величину заработков. Известно только, что зарплаты в сельском хозяйстве никогда не дотягивались до заработков работников промышленности.

Дешевели тракторы и молоко

За 10 месяцев нынешнего года наш АПК вроде бы неплохо выглядит по внешней торговле. Положительное сальдо, увеличение на 71 миллион долларов выручки к заданию. Но, оказывается, не все так однозначно.

В частности, аналитики указывают на то, что сухое обезжиренное молоко, другие молочные продукты в этом году продавались в Россию по заниженным ценам. Экономическая выгода от такой торговли невысокая.

Полностью разделяя эту позицию, заместитель министра экономики Александр Ярошенко тем не менее заметил, что о коммерческой выгоде должны прежде всего заботиться субъекты хозяйствования. Если им не важно, какой будет сумма выручки, то что здесь может сделать Минэкономики? Хотя, конечно, оно не намерено мириться с таким положением.

С другой стороны, существуют разные ситуации. Есть моменты, когда товар нельзя хранить дольше положенных сроков, и его приходится уступать по более низкой цене. Правда, для того чтобы изделия не держать до предельных сроков, надо полагаться не только на Россию, но и на другие рынки сбыта, о чем неустанно говорит производителям глава государства. Но те, похоже, глухи к таким призывам. Разве что поездка белорусской правительственной делегации в южноазиатские страны поможет разрядить ситуацию.

Наконец, по мнению Александра Ярошенко, существует определенная стратегия. Скажем, чтобы удержаться на рынке, иногда приходится сознательно идти на снижение цен. В этом году, к примеру, по этой причине на три процента на внешнем рынке подешевели белорусские тракторы.

Травяных кормов меньше

Минэкономики прогнозирует в нынешнем году некоторое урезание рационов для общественного скота. По его подсчетам, в январе—сентябре 2012-го (практически окончание кормозаготовительного сезона) запасено травяных кормов на 15,2 процента меньше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В расчете на условную голову скота (без свиней и птицы) запасено травяных кормов для общественного поголовья 18,6 центнера кормовых единиц, что на 4,1 центнера кормоединиц меньше уровня 2011 года.

Драматизировать ситуацию, конечно, не стоит. Недостаток одних кормов перекрывается наличием других. Так было всегда. Но в данном случае усматривается увлечение сельхозорганизаций возделыванием кукурузы — отдельные из них продолжают убирать ее по сей день. Хотя какой силос получится из высохших и безжизненных стеблей, сказать трудно. Ясно, что далеко не лучший, если вообще не вредный для желудков животных.

Вместо этого можно и нужно было пополнить запасы травяными кормами. Многие луга так и остались нетронутыми. Заготовку травяных кормов к тому же можно было вести из осенних источников. На это, кстати, неоднократно указывал на различных совещаниях министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. Но на местах не знали, за что взяться: то ли убирать кукурузу, то ли травы косить. На то и другое не хватало ни сил, ни возможностей.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

СПРАВКА

Из 2,5 процента прироста ВВП за январь—сентябрь 2012 года 0,5 процента приходится на сельское хозяйство. Это третий по величине показатель после промышленности, транспорта и связи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter