Год в копилке «демократа»: чего не достиг президент Байден за год

Что в копилке «демократа»

На первой пресс-конференции в качестве президента Соединенных Штатов Америки Джо Байден заявил: «Меня наняли, чтобы решать проблемы». На самом деле каждого американского президента «нанимают» именно для этого. Проблем становится больше, но каждый новый президент воспринимает их как шанс показать, что ты лучше предшественника, силен и горы способен свернуть. Хотя чаще приходится разгребать авгиевы конюшни, причем совсем без такого, как у Геракла, успеха. Теперь и Байден это знает. 

Америка не вернулась 

Когда Байден стал президентом, многие в мире, особенно в Европе, вздохнули с облегчением. И этот вздох облегчения напомнил мне слова, сказанные приближенным императором Александром I после убийства своего отца императора Павла: «Теперь все будет, как при бабушке»: он обещал возвращение порядков, установленных бабушкой императрицей Екатериной II. 

Провозглашая «Америка возвращается», Джо Байден отмежевался от «Америка в первую очередь» Дональда Трампа, посылая миру сигнал: теперь все будет, как при Обаме. 
Но обманул. И не только в этом: через год после въезда в Белый дом Байдену практически нечего предъявить своим избирателям в качестве достижений, а союзники в Европе не перестают удивляться: большинство правил, принятых при Трампе, остаются в силе.
Америка не вернулась, как ожидали, а осталась «в первую очередь». 

Утраченные иллюзии 

Хочешь насмешить сенат — расскажи ему о своих планах. 

Вступая год назад в должность президента, Джо Байден охотно делился планами, и иначе чем «грандиозными» их не называли. Главным было восстановить экономику после спада, вызванного пандемией. Для этого были приняты впечатляющие инвестиционные программы, создано много новых рабочих мест, но оказалось, что у этих достижений есть побочный эффект — инфляция. В июле Байден успокаивал американцев: «Наши эксперты уверены, и факты показывают, что повышение цен, которое мы видим, было ожидаемо, и оно будет временным». 
Но к концу лета инфляция, как и цены на нефть, выросла. Что заставило президента, пообещавшего американцам будущее без углеводородов, высвободить для продажи на рынке рекордное количество нефти из стратегических запасов — чтобы снизить цены на бензин. 
Но в декабре инфляция достигла рекордной за последние 40 лет отметки. Высокие цены сказались на рейтинге президента: если в марте 60 процентов американцев одобряли его экономическую политику, в декабре эта цифра уменьшилась до 41 процента. 

Один из любимых проектов президента Байдена — программа поддержки среднего и рабочего класса BuildBackBetter («Отстроим вновь и лучше») — потерпел неудачу: ни отстроить вновь, ни тем более сделать это лучше не получается. 

«Омикрон» рушит рейтинг 

Другой удар последовал, откуда не ждали: Верховный суд США признал незаконным указ, предполагающий обязательную вакцинацию в компаниях со штатом более 100 человек.

В декабре Байден пообещал, что американцы смогут бесплатно делать тесты на ковид и получить «высококачественные» маски. Сайт, с помощью которого тесты должны доставляться в дома американцев, заработал в январе — очень быстро, по местным стандартам, но критики отмечают, что волна зимних заражений уже накрыла Америку. 
В начале президентства Байдена то, как он и его администрация справляются с пандемией, одобряли 70 процентов американцев, сегодня — только 57 процентов.

В поисках внутреннего врага

Один из законопроектов, которые продвигает Джо Байден с первых дней своего президентства, — о правах избирателей. Это в значительной степени связано с тем, что его победу над Дональдом Трампом преданные поклонники последнего и сегодня ставят под сомнение. Но этот законопроект рассорил Байдена не только с республиканцами, что неудивительно, но и с частью однопартийцев демократов. 
В одном из выступлений президент заявил, что каждый, кто не поддерживает этот законопроект, — внутренний враг и сторонник автократии, и потребовал, чтобы каждый гражданин выбрал, на чьей он стороне. Лидер республиканцев в сенате Митч Макконнелл воспринял это как личное оскорбление и обвинил президента в разжигании розни. 

Кажется, никогда еще — даже во время президентства Дональда Трампа — идеологические вопросы не оказывали такого влияния на внутреннюю политику. Возьмите, к примеру, ситуацию на границе с Мексикой. Что делать: вернуться к ситуации «как при бабушке» (ой, извините, при Обаме), когда тысячи нелегальных мигрантов просачивались с юга в США, или продолжать строительство пограничного забора? Но тогда это означало бы, что Трамп был прав. А этого президент Байден никогда не признает, и поэтому ситуацию на южной границе просто игнорирует. 

Итоги и амбиции 

С учетом накопившихся за первый год президентства нерешенных или не слишком хорошо решенных проблем, по опросу авторитетного Quinnipiac University, только 33 процента американцев одобряют работу президента Байдена, а 53 процента не одобряют. Это исторически низкая цифра. Единственное утешение: Трамп менее популярен. Но утешение, прямо скажем, слабое. 

Уже очевидно, что первый год Джо Байдена в Овальном кабинете проявил нерешенное, а возможно, и нерешаемое противоречие между национализмом и интернационализмом. И если президентство продолжится в том же духе, его родная Демократическая партия на осенних промежуточных выборах проиграет. И тогда Дональд Трамп не просто сможет вернуться в политику, а даже стать спикером палаты представителей — разговоры об этом уже ведутся. И тогда всем амбициозным планам Байдена придет конец. 

Назначенные демократиями

Если вернуться к целям, которые ставил перед своей администрацией кандидат в президенты Джо Байден, он их старается последовательно осуществлять. В декабре вот провел «Саммит за демократию», самым интересным в котором был выбор участников: то, что не пригласили Россию и Китай, не удивило даже Москву и Пекин, а вот то, что не пригласили союзников по ­НАТО Венгрию и Турцию, — да, удивило. Но у американцев, понятное дело, собственная логика, и разгадыванию ее в данном случае были посвящены пространные комментарии. Но мы комментировать комментаторов не будем. Скажем только, что те, кого не пригласили, скорее всего, выдохнули с облегчением, узнав, что на саммите Вашингтон, как строгая классная руководительница, выдал участникам обязательные для исполнения задания и пообещал проверить домашнюю работу через год. 
Посмотрим, что из этого выйдет. Но то, что Байден показал себя защитником демократии во всем мире, — конечно, факт. Вот только американским избирателям на это… как бы это сказать покультурнее… в общем, безразлично им это. 

А на внешних фронтах? 

В статье для журнала Foreign Policy, которую Байден написал во время предвыборной кампании, он обозначил три главные внешнеполитические задачи своего президентства: 1) усиление демократии дома и за рубежом для противостояния усилению автократических тенденций, прежде всего со стороны Китая, 2) проведение «внешней политики для среднего класса», которая позволит США «выиграть соревнование за будущее с Китаем или кем угодно еще» и 3) покончить с «вечными войнами» последних 20 лет. 

Прежде чем говорить о том, что из этого удалось сделать, нужно заметить, что, по мнению экспертов, никогда еще внешняя политика не интересовала американцев так мало, как в 2021 году. Это интересное наблюдение, даже с учетом того, что американцы всегда мало интересовались миром за своими границами. В прошлом году у них было так много кризисов — в политике, здравоохранении, культуре, что это вычеркнуло из их повестки дня все остальное. К тому же в мире не было кризиса такого уровня, который по-настоящему привлек бы их внимание. 
И тут — внимание, вопрос: почему сегодня именно США раздувают кризис в Украине и трубят о возможности войны, когда даже президент этой самой Украины успокаивает сограждан и мировое общественное мнение? Правильный ответ: чтобы отвлечь американцев от накопившихся в стране проблем. Тактика старая как мир. Но если американцам любопытно, украинцам и остальным — страшно. А все из-за того, что у Байдена падают рейтинги. 

К войне всегда готовы 

Джо Байден сдержал свое обещание закончить «вечные войны», когда в августе вывел американские войска из Афганистана. Интересно, что, еще будучи вице-президентом при Обаме, он выступал против увеличения американского контингента в этой стране. Другой вопрос, как именно это было осуществлено: без консультаций с союзниками, без учета мнения военных.
Этот вывод — поспешный, хаотичный, кровавый — показал всему миру, что на самом деле президент Байден придерживается лозунга президента Трампа «Америка превыше всего», даже если и не признается в этом вслух. Дела ведь важнее слов, правда? 
А дела говорят, что, готовясь строить атомные подводные лодки для Австралии (это направлено против Китая, хозяйничающего в Азиатско-Тихоокеанском регионе), Вашингтон не побоялся испортить отношения с союзной Францией, у которой ранее был контракт на создание этих лодок. И если у Европы, а не только Франции, возникло ощущение, что она для внешней политики США ничего не значит, то это было и верное, и неверное ощущение. Верное в тот конкретный момент и неверное сейчас, потому что Европа важна для противостояния России, как Австралия — для противостояния Китаю. 

И нынешняя ситуация вокруг Украины это доказывает еще раз. Украина сама по себе американцев не интересует, воевать за нее они не будут, а вот для того чтобы сделать «больно» России, Украина — то, что надо.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter