Что в имени моем Судьба?

Выбирая имя новорожденному, наши предки считали, что тем самым “программируют” его дальнейшую жизнь Одним из важных этапов “окультуривания”, или “вживления” новорожденного в общество был выбор имени. Имя (личное, крестильное, домашнее, семейное, родовое прозвище) стало персональным знаком земной жизни человека, знаком, который будет способствовать определению его места в социуме.

В культуре восточных славян, как и в культуре многих других народов, с течением времени окончательно оформилась идея о том, что имя — это ключ к жизненным успехам, это код природно-космической и духовно-нравственной связи между представителями разных поколений, это живая модель истории, которая непременно повторится на новом витке рода человеческого.
Более высоким по статусу в этом случае было имя отца, от которого сын унаследовал свое “отечество” — отчество. Наши предки были убеждены в том, что имя формирует, “творит” человека.
Исключительная важность выбора имени и его последующего влияния на судьбу человека послужила благодатной почвой для возникновения у славянских народов большого круга специфических представлений о древней традиции имянаречения новорожденных.
Попытаемся собрать воедино правила, которыми руководствовались наши предки, выбирая имя ребенку.
* Народное мироощущение всегда основывалось на самых широких и образных ассоциациях. В народе было распространено представление о том, что если ребенку дать имя кого-либо из выдающихся людей (мастеровых, добродетельных, удачливых, хозяйственных), то к нему перейдут хорошие качества, присущие этому человеку. И наоборот, никогда не давали имена рано умерших или погибших родственников, самоубийц, людей, которые отличались пристрастием к спиртному, слабоумных и т. п.
* С приходом христианства на протяжении нескольких столетий у славян существовало двойное именование: одно давалось по святцам и использовалось при крещении, другое давалось “по обычаю”, нередко языческое.
* До сегодняшнего дня сохранилась народное поверье: назвать ребенка именем праведника (преподобного, святителя, евангелиста) — к добру, а именем мученика (великомученика) — обречь на скитания и мучения в жизни.
* При крещении по церковному обряду человеку дается не просто имя, но и Богом дается святой-покровитель, который будет невидимо охранять его в течение всей земной жизни от бед и напастей, предостерегать от грехов, оберегать в страшный час смерти, не оставит и после смерти.
* Одно из правил народной традиции подсказывает: выбирайте имя своему ребенку в святцах в пределах 10—15 дней после дня его рождения — необходимо двигаться вслед за Солнцем, но ни в коем случае не затрагивать период, предшествующий дню рождения младенца.
* У славян, особенно у белорусов, был широко развит культ почитания предков. Один из самых ярких примеров — нарекать ребенка именем дедушки или бабушки (при условии, что они были достойны этого), т. е. имя прародителя переходило через поколение. Причем первый сын получал имя деда по отцовской линии, второй — по материнской. Точно так же поступали при выборе имени девочек.
* Отсюда и строгий запрет называть ребенка в честь отца или матери. В таком случае считалось, что “укорачивается” жизнь родителей.
* Ни в коем случае нельзя называть одним и тем же именем трех человек. Например, бабушка Татьяна, мать Татьяна и дочка Татьяна. Обычно из троих “первый выживает последнего”.
* До крещения ребенку обычно дают временное имя, а настоящее сохраняют в тайне, чтобы малыша не сглазили.
* Как правило, близнецам давали созвучные (схожие) имена, так как считалось, что у них и судьбы схожи.
* Не следует давать ребенку имя умершего в этой семье младенца, чтобы он не повторил его судьбу.
* Если в семье умерло несколько детей, то надлежало “спасать” следующего ребенка. Для этого было несколько ходов: новорожденному давали имя Адам или Ева — в честь прародителей; могли дать и имена родителей, тем самым передавая злополучную “эстафету” родителям, желая при этом сохранить продолжателя рода.
* Также существовал обычай в случае смерти нескольких детей следующего рожденного ребенка нарекали именем самого старого человека в округе — долгожителя, чтобы и ребенок прожил столько же лет.
* В этом же случае при крещении ребенку давали имя так называемых “сильных” в энергетическом плане святых: Николая, Андрея, Марии...
* В народной медицине и магии нередко использовали перемену имени как средство “перерождения” человека, а отсюда и “расторжение” его связи с болезнью, несчастьями.
* Событие, связанное с наречением ребенка именем, дало название семейно-родовому празднику — именины. Это день почитания того святого, в честь которого ребенку дали имя.
* Иногда можно услышать о том, что человеку не нравится его имя, ему с ним неуютно, неудобно. И он, находя массу предлогов, называет себя другим именем. Наше появление в этот мир отмечено волей Божьей. Имя, которое раскрывает нашу судьбу, устремления, желания, одаривает чувством гармонии (оно может закрыть нас, как щитом, в экстремальных условиях), для нас может быть только одно — данное нам Творцом в самой дате рождения.
Так, может быть, стоит прислушаться к народной многовековой мудрости при выборе имени нашему ребенку, чтобы он в течение всей жизни не мучился и не расплачивался за наше незнание и нерадивость.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter