Корреспондент sb.by прошла ДНК-тест и узнала о себе много нового

Что в ДНК тебе моей

В течение последнего месяца как часто вы испытывали стресс? Чувствовали уверенность в своей способности решать личные проблемы? Согласна: чтобы дать ответ, нужно подумать. Но нет времени у отвечающих на вопросы психологической анкеты, четко устанавливающей психоэмоциональное состояние. Быстро. Немедля. Ответьте. А после пройдите ДНК-тест. Зачем? Наши и российские ученые сейчас занимаются разработкой программы «ДНК-идентификация» и изучением стрессоустойчивости человека. И то и другое внесет огромный вклад в развитие криминалистики, медицины, поможет тысячам людей найти свое предназначение. Каким образом? Корреспондент «Р» прошла все тесты и узнала.

Вклад генетики в нас очень большой: и во внешность, и в характер, и в способности, и в психоэмоциональные особенности

Я не трус, но я боюсь

Минск. Улица Академическая, 27. Республиканский центр геномных биотехнологий НАН. Пару коридорных пролетов — и мы в лаборатории генетики человека Института генетики и цитологии академии. О том, что все здесь связано со «строительным материалом» человеческой жизни, говорят даже настенные картины. На них изображены гены — живописные! Специалист по работе с клиентами Валентина Лычковская приглашает за компьютер, на нем анкета — проверка моего психоэмоционального состояния. Сначала рядовые вопросы: возраст, пол, национальность, образование и другое. Имя в тесте никого не интересует. Здесь у меня есть свой шифр — его присваивают каждому интервьюируемому, участвующему в программе Союзного государства. У меня — 113. После – задания посерьезнее. Мои чувства, мысли, планы относительно себя и будущего… Для меня они странные. Для ученых — точно говорящие, какой я «фрукт».

Чтобы узнать, стрессоустойчива я или все же при первой возможности нырну в кусты, необходимо сдать и генетический анализ. Все-таки в анкете могла и схитрить: что смелая или, наоборот, неуверенная. А вот тысячи генов родителей, бабушек и дедушек, передавшихся при рождении, могут сказать об обратном. От компьютера отводит врач лабораторной диагностики Лариса Шлома. Пора к столу! В руки вместо вилки и ножа — стерильный тампон-зонд. Он похож на длинную ватную палочку для ушей.

— Всего вам нужно будет использовать друг за другом четыре таких зонда, — демонстрирует, как с ними обращаться, Лариса Шлома. — Держите за серединку, засовывайте в рот и ровно минуту — песочные часы рядом — потрите по внутренним сторонам щек, под губой.

Слой за слоем на палочке остается не моя слюна, как вы подумали, а буккальный эпителий — клетки. Зонды опускают в пробирки. После — на выделение ДНК, а затем в холодильник с температурой -20°. Моя ДНК будет ждать, когда пригодится в исследовании союзной программы. Уже к 2021 году, когда она завершится, ученые точно ответят на мои вопросы. Кто я: идущий на баррикады или отсиживающийся; склонна ли к депрессии, асоциальна ли; быть мне космонавтом или все же генетически так сложилось, что кишка тонка?

Из поколения в поколение


Перемещаюсь в кабинет Ирмы Моссэ, заведующей лабораторией генетики человека института. Она и команда ученых за три года сделали более 10 тысяч генетических паспортов для жителей нашей и других стран, где указаны возможные заболевания, которые можно предотвратить. Они помогли 86,6% женщин с привычными выкидышами родить детей. Плюс именно они активно работают над программой «ДНК-идентификация», которая позволит копнуть глубже в такой малоизученной генетике интеллекта. В общем, к гадалке не ходи — просто дай себя изучить!


— Цель союзной программы — разработать методы, позволяющие даже по остаткам биологических веществ, будь то волос, капля крови, жировое пятно, определить, кому они принадлежали, — вводит в курс дела Ирма Борисовна. — Из этих материалов выделяется ДНК, затем по результату можно определить возраст, цвет глаз, волос, рост, телосложение, черты характера, склонность к каким-либо заболеваниям у человека и даже способен ли он на преступление.

Где это пригодится? Например, произошла авария или теракт. Как опознать тела? Или как узнать, кто совершил преступление? А если человек потерялся и забыл, кто он? Во всем этом поможет наука. Более того — уже подсобила. Одним из поводов реализации союзной программы явилось то, что российские ученые сумели по ДНК определить исполнителя теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году.

— Или вот еще случай, произошедший во Франции: грабитель ворвался в банк, взял заложников, а убегая, на прощание одну даму поцеловал. По слюне его нашли.

Но как такие исследования помогут в выборе работы? Ирма Борисовна лично знает людей, отобранных в экстремальные профессии по физическим качествам, которые, завидев пожар или кровь, ломались — не выдерживали.

— Гены сильнее, чем воспитание. Человек никогда не станет бараном или козой, а пшеница никогда не будет пшеном или розой. Когда мы выясним, какие гены ответственны за психоэмоциональные качества, мы сможем давать характеристику потенциальным кандидатам в некоторые профессии, — заинтересовывает Ирма Моссэ.

Ген на ген не приходится

Сейчас в Институт генетики и цитологии чаще всего обращаются за ДНК-диагностикой невынашивания беременности и ответом на вопрос: а быть ли ребенку спортсменом? Ученые могут не только ответить на него, но и подсказать, в каком виде спорта он сможет лучше себя проявить:

— Люди удовлетворены своей работой и добиваются успехов только там, к чему есть генетическая предрасположенность. Психоэмоциональное состояние, стрессоустойчивость — это также часть генетики интеллекта. Изучение ее в ходе программы позволит многим людям найти свое истинное призвание, это будет настоящим прогрессом.

alinakasel@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter