Что в бензиновом коктейле?

В декабре 2002 года "СБ" опубликовала расследование "Обвес в законе".
В декабре 2002 года "СБ" опубликовала расследование "Обвес в законе". Речь шла о том, что топливораздаточные колонки на АЗС в силу своей конструкции "чуть-чуть" регулярно недоливают. Трудно сказать, есть ли тут прямая связь, но вскоре после публикации на большинстве АЗС появились объявления: "Водители, требуйте сдачи!" Иначе говоря, если колонка недовесила вам 80 - 100 мл бензина, не поленитесь подойти к кассе. Формально это означает, что АЗС готова рассчитаться с вами до копейки. Спасибо и на том!

Это лишь одна сторона "бензиновой проблемы".

Другая - качество топлива. Если машина после заправки "чихает и кашляет", это верный знак того, что бензин чем-то разбавлен. Чем именно его разбавляют и в каких масштабах? Ответ частично содержится в материалах проверки, которую Комитет государственного контроля провел в конце минувшего года. По ее итогам в концерн "Белнефтехим" направлено письмо с предложением аннулировать лицензии на право розничной торговли нефтепродуктами, выданные ранее владельцам восьми минских автозаправочных станций. Реализуемый здесь бензин не соответствовал техническим условиям, заявленным в сопроводительных документах.

...По Менковскому тракту в Минске расположена АЗС, принадлежащая обществу с ограниченной ответственностью "Элвейз". Как заключили специалисты из лаборатории МВД, под видом бензина АИ-95 здесь продавали смесь бензина А-76 и пироконденсата гидростабилизирующего. Не соответствовал техническим условиям и бензин АИ-92: содержание бензола в нем значительно превышало норму. Топлива того и другого сорта к моменту проверки было продано более 40 тонн. "Ограниченная ответственность" хозяев заправочной здесь, как говорится, налицо.

После проверки АЗС-3, принадлежащей ЗАО "ЭВСи" (на ул. Олешева), специалисты и вовсе сделали вывод, что "реализуемое топливо автомобильным бензином не является". Под видом 92-го и 95-го бензинов здесь отпускалась "смесь дистиллята газового конденсата легкого и пироконденсата гидростабилизирующего". Такого коктейля успели продать более 5 тонн.

На АЗС ООО "МКТ-Авто" в Степянке смешиванием продуктов себя вовсе не утруждали: под видом бензина АИ-92 просто продавали А-76. На проверенных станциях иностранного предприятия "Хобарт", ООО "Лусон", трех АЗС частного предприятия "Глициния" содержание бензола в бензине АИ-92 и АИ-95 существенно превышало допустимое (на АЗС "Хобарта", например, почти втрое - в 92-м и вдвое - в 95-м бензине).

Бензол, оказывается, попадает в топливо с тем же гидростабилизирующим пироконденсатом, о котором уже шла речь. Пироконденсат дешев, так как является побочным продуктом производства полиэтилена. По техническим условиям он предназначен для корректировки октанового числа автомобильного бензина. Конденсат, однако, содержит до 40 процентов бензола, который очень вреден для здоровья человека, окружающей среды и существенно снижает долговечность двигателя в силу своей агрессивности. Потому его концентрация в топливе не должна превышать нормативных 5 процентов.

Но поскольку бензол способен "превратить" А-76 в АИ-92, им и пользуются люди, ответственность которых резко падает при виде неограниченных барышей. Копеечная добавка позволяет дешевый бензин сделать дорогим. Кстати будет напомнить, что от вредоносного действия добавок не ограждены работники АЗС, торгующие таким "топливом".

В Комитете государственного контроля на сей счет существует только одно мнение: с подобным ловкачеством следует бороться самыми жесткими методами. К фирмам, уличенным в торговле некачественным топливом, уже применены экономические санкции, превышающие в сумме 88 миллионов рублей. Комитет намерен и впредь проводить регулярные и массированные проверки субъектов хозяйствования, имеющих отношение к обороту нефтепродуктов.

Серьезные претензии есть к ведомственному контролю (в данном случае "Белнефтехима" и Госстандарта), на который и возложены обязанности по систематической проверке качества топлива, реализуемого в республике. Есть о чем подумать и в Комитете по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров. Далеко не каждая лаборатория из тех, которым госстандарт дал право контроля качества топлива на столичных АЗС, проверяет нефтепродукты по всем обязательным показателям. Например, по содержанию того же бензола.

Ситуация не является критической: проблема фальсификации товаров (в том числе бензина) существует в большинстве стран. И везде с этим явлением борются жесткими мерами. А еще создают соответствующее общественное мнение о тех, кто стремится быть проворнее чертей. В этом серьезно могут помочь сами водители, которых нагло надувают и которые чаще предпочитают не связываться. Не забывайте, что мастера "коктейля" покушаются на здоровье вашего автомобиля и ваш кошелек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter