Российский рынок остается главным для экспорта белорусского продовольствия

Что у нас на столе

В ­ЭТОМ году Беларусь заработает на экспорте АПК более 6 млрд долларов: 72 процента в структуре поставок приходится на российский рынок. О том, каковы перспективы белорусского продовольственного экспорта, какие новшества ожидают предприятия и поставщиков после начала действия интеграционных карт и как меняются вкусовые предпочтения россиян, корреспондент «­СОЮЗа» поговорила с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Алексеем Богдановым.

Алексей Богданов: Мы экспортируем продовольствие в 97 стран.
роман щербенков

— Алексей Игоревич, впечатлили статистические данные, которые летом опубликовал Россельхознадзор. Поставки белорусского картофеля на российский рынок в сравнении с прошлым годом выросли более чем в десять раз. Чем вызван подобный спрос и сохранится ли дальше такая тенденция?

— Действительно, за семь месяцев мы продали россиянам более 90 тысяч тонн картофеля. Это в 17,5 раза больше, чем год назад. Повышенный спрос связан со снижением урожая картофеля, обусловленного неблагоприятными погодными условиями, в некоторых регионах России. Наши производители предложили качественный товар по хорошей цене — естественно, пошел рост продаж. Более 93 процентов продаж картофеля приходится ныне на российский рынок, в прошлом году основным его покупателем была Украина, куда уходило почти 85 процентов картофеля. Россияне охотно покупают и овощи, от продажи которых белорусские экспортеры заработали уже 102,5 млн долларов — на 20,4 процента больше прошлогоднего.

— Какие еще продукты питания популярны на российском рынке?

— К наиболее востребованной продукции относится мясо-молочная, удельный вес которой составил более 62 процентов в поставках продукции на российский рынок. В тренде — белорусские сыры. За семь месяцев мы увеличили объем поставок сыров и творога на 10,5 процента — до 156 тысяч тонн. Отмечу, что последние годы мы целенаправленно снижали объемы поставок сырьевых товаров, наращивая продажу готовых изделий. В итоге рост поставок готовой продукции наблюдается и в мясной группе: к примеру, поставки колбасных изделий в физическом объеме выросли на 20 процентов.

Более чем на 41 процент выросли поставки говядины в виде отрубов, на 2 процента — свинины. В структуре экспорта увеличилась доля рыбы и рыбопродуктов, рапсового масла, яйца. Всего в Россию экспортировано продукции АПК на 2,5 млрд долларов — на 4,6 процента больше, чем год назад. Сегодня белорусские продукты питания продаются в 77 регионах России.

Официальные делегации наших государств и деловые круги на протяжении многих лет участвуют в крупнейших сельскохозяйственных и продовольственных выставках, таких как «Продэкспо», «Золотая осень» в Москве и «Белагро» в Минске, что, несомненно, укрепляет торгово-экономические связи наших стран.

— Судя по данным статистики, по отдельным позициям перевыполняются и прогнозные балансы спроса и предложения Союзного государства. Не будут ли они пересматриваться в сторону увеличения на будущий год?

— На российском рынке в этом году сложилась определенная специфика в потреблении продукции. Было жаркое лето, и у некоторых производителей снизилось производство молока. Соответственно, вырос спрос на молочную продукцию. И мы на него отреагировали по некоторым позициям, поставив чуть больше продукции, чем в 2020-м. Если посмотреть, к примеру, на согласованные в прогнозных балансах помесячные отгрузки молочной продукции, то выполнение отмечается по сырам и творогу — 137,5 процента к запланированному показателю (плюс 42,7 тысячи тонн), сухому цельному молоку — 160,4 процента (плюс 6,1 тысячи тонн), концентрированному молоку — 107,6 процента (плюс 1,8 тысячи тонн).

Сохранится ли такой тренд? Сложно сказать. Надо учитывать, что Россия ежегодно вкладывает значительные финансовые средства в развитие собственного сельского хозяйства. И рано или поздно двум крупным производителям продовольствия (России и Беларуси) станет тесно на одном рынке. Поэтому мы уже на протяжении ряда лет ведем активную работу по диверсификации экспортных поставок. В итоге за последние пять лет доля России снизилась почти на 20 процентов. За семь месяцев ­2021-го доля РФ уменьшилась еще на 3,5 процентного пункта к уровню прошлого года, составив 72,4 процента. Этот объем поставок перераспределен на другие рынки, и такая работа продолжится. Прогнозные балансы спроса и предложения Союзного государства отработаны и сбалансированы, выверена методика их формирования. Необходимости в их пересмотре нет. В следующем году планируем поставки на российский рынок в том же объеме, что и сейчас.

— Беларусь рассчитывает заработать более шести миллиардов долларов на экспорте АПК по итогам 2021 года. Какие еще рынки, помимо российского, в приоритете?

— Ситуация на мировом продовольственном рынке складывается благоприятно для белорусских экспортеров. По данным продовольственной организации ООН (ФАО), в июле мировые цены на основные виды продовольствия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 31 процент. Соответственно, у наших аграриев есть хорошая возможность заработать валюту для страны. И они ее используют: за семь месяцев экспортировали продукцию на сумму более 3,5 млрд долларов с темпом роста 109,6 процента.

География экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья включает сегодня 97 стран. Традиционное направление — страны СНГ (включая Россию), удельный вес которых в общем объеме экспорта продовольственных товаров составил 84,2 процента. За семь месяцев экспорт туда вырос на 4,8 процента к аналогичному периоду прошлого года.

Развиваем азиатское направление, где наш основной торгово-экономический партнер — Китай. Мы уже сертифицировали на китайский рынок 111 предприятий, выпускающих мясную, молочную, рыбную продукцию, комбикорма, другие товары. С 2020-го поставляем сахар. Поставки за семь месяцев в эту страну выросли на 46 процентов — до 190 млн долларов. Одновременно ищем новые рынки. В этом году открыли, например, поставки в Демократическую Республику Конго, Марокко, Португалию, Словению, Мальту, Сан-Марино, Кот-д’Ивуар, Исландию и другие. В целом поставки в страны дальнего зарубежья по сравнению с соответствующим периодом 2020-го выросли почти на 45 процентов.

— Как повлияют экономические санкции, введенные против Беларуси, на экспорт АПК?

— У белорусских экспортеров не возникало проблемных вопросов при экспорте продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в страны Европейского союза, а также иные страны санкционного списка. По итогам работы за семь месяцев экспорт в страны ЕС вырос на 44,4 процента и составил 216,4 млн долларов. Доля государств Европейского союза в общем объеме экспорта составила 6,1 процента, увеличившись на 1,5 процентного пункта.

— Алексей Игоревич, что изменится для белорусских производителей и экспортеров после того, как заработают интеграционные союзные программы?

— Никаких глобальных изменений ждать не нужно. Причина проста — ранее законодательство двух стран в аграрной сфере уже было достаточно серьезно сближено, торговые барьеры устранены, проводится согласованная аграрная политика. В союзных программах обозначенны направления, где еще сохранились различия на национальном уровне и где нам вместе необходимо поработать над унификацией законодательства двух стран по достаточно узкому перечню вопросов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter