Что тормозит союзную стройку?

В Государственной Думе по инициативе Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России прошел “круглый стол” на тему: “Актуальные вопросы развития российско-белорусского интеграционного процесса”. В нем участвовали депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, члены палат Федерального Собрания, представители посольства Республики Беларусь, региональных и центральных СМИ обоих государств, ученые и специалисты. Вел заседание исполняющий обязанности начальника пресс-службы Секретариата ПС Александр ЖИЛИН.

Союзное государство еще не стало реальностью
Разговор был предельно острым. Парламентарии и ученые практически не скрывали эмоций, накопившихся за десятилетний “долгострой”, сделали четкий анализ интеграционных процессов и пытались откровенно ответить на главные вопросы: “кто и что тормозит российско-белорусскую интеграцию” и “что делать”.
Десятилетний юбилей единения Беларуси и России, по мнению заместителя Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергея БАБУРИНА, дата скорее прискорбная, ибо великую страну разрушили в одночасье, а воссоединяемся мы уже 10 лет и до сих пор не достигли ощутимых, принципиальных и необратимых результатов. Проект Конституционного акта, без которого нельзя двигаться вперед и сказать, что Союзное государство стало реальностью, находится в неопределенной фазе. Легитимный союзный парламент не избран, органы власти, и прежде всего Счетная палата, не сформированы. Отсутствие реальных союзных министерств и ведомств, убежден депутат, наносит непоправимый урон, ибо Постоянный Комитет Союзного государства ограничен в своих полномочиях и не может заменить союзные министерства и государственные комитеты.
Сергей Бабурин все же надеется, что в 2006 году Союзное государство будет конституировано — не в международно-правовом плане, что произошло при подписании Договора 1999 года, а конституционно-правовом. Это значит, что проект Конституционного акта должен быть утвержден на референдуме, должны быть проведены выборы союзного парламента и сформированы органы союзной власти. Без этого, добавил депутат, все остальное даже не мечтания, а иллюзии.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту Сергей АНТУФЬЕВ настроен не столь пессимистично. Главная составляющая интеграционного процесса, по его мнению, межрегиональное сотрудничество.
Десять лет назад только 36 субъектов России имели договоры об экономическом и культурном сотрудничестве с областями Беларуси. Сегодня — 80. В числе лидеров — Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская, Смоленская, Липецкая, Ярославская области. И если оценивать уровень нашей интеграции, то о межрегиональном сотрудничестве можно говорить как о серьезном успехе сближения. Кроме того, уже много лет у нас есть союзный бюджет и не в качестве инструмента для материального поддержания органов союзной власти, а как инструмент экономического сотрудничества, финансирующий более 43 союзных программ.
Что касается объединения двух независимых государств в единое целое, то здесь у нас действительно гораздо меньше поводов для оптимизма. Мы строим совершенно новый тип государства, модель которого еще не апробирована, поэтому дать ему характеристику невозможно. Мы, пояснил Сергей Антуфьев, постоянно спотыкаемся о нормы Договора от 8 декабря 1999 года. Его 3-я статья гласит, что Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками. Главный вопрос, на который нужно дать ответ, — какие полномочия Россия и Беларусь готовы делегировать новому государственному образованию, или какой частью суверенитета поделиться.
Госсекретарь Союзного государства Павел БОРОДИН солидарен и Сергеем Бабуриным, и с Сергеем Антуфьевым. Он напомнил о том, что Евросоюз полностью переписал Конституцию Советского Союза. Там единые граница, таможня, платежное средство, нормативно-правовая база, финансово-кредитная политика, свободное перемещение людей и капиталов. То есть каждое государство, вошедшее в Европейский Союз, делегировало ему 7 полномочий и осталось при этом независимым. Почему, задал риторический вопрос П.Бородин, мы этого не делаем? Ведь это первый шаг к восстановлению всего постсоветского пространства.
На создание Евросоюза ушло 60 лет, напомнил Госсекретарь. Там все говорят на разных языках, но договариваются. Мы говорим на одном языке и никак не можем договориться. А ведь единое экономическое государство практически уже создано. ТЭК Беларуси и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный комплекс — на 85. Бюджет Союзного государства в 11 раз больше, чем СНГ: 300 миллионов бюджета СНГ, 3,3 миллиарда бюджета Союзного государства, хотя там двенадцать стран-участниц, а у нас две, и в 33 раза больше, чем у ЕврАзЭс. Работают 43 производственные программы, над которыми трудятся 8 тысяч предприятий, или 300 тысяч работающих. Кроме того, добавил Павел Бородин, столько же белорусов работают в России, а 100 тысяч россиян — в Беларуси, все свободно передвигаются, создан миллион рабочих мест.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике Олег ТОЛКАЧЕВ привел в пример интеграцию Москвы и Беларуси. Товарооборот между ними — без малого 8 миллиардов долларов в год. На 2006 год запланирован 10—11-миллиардный, и этот уровень, не сомневается сенатор, будет достигнут. Межрегиональное сотрудничество не обременено политической болтовней, поэтому развивается успешно, более того, без поставок продукции белорусского машиностроения ЗИЛ бы не работал. Заседание “круглого стола”, сказал Олег Толкачев, как раз совпало с Советом делового сотрудничества Москвы и Беларуси, который на этот раз проходил в Витебске. О производственной необходимости и экономической целесообразности межрегиональных отношений с предприятиями Беларуси говорили депутаты Государственной Думы Александр Сизов, Владимир Васильев, Александр Тягунов и другие.
Наша главная черта — необязательность исполнения решений
Так почему же, несмотря на такие успехи в экономической области, все застопорилось? Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями Геннадий СЕЛЕЗНЕВ уверен: половину из 10 лет мы потеряли в надуманном топтании на месте, потому что наша главная черта — необязательность исполнения решений, будь то закон, распоряжение правительства или президента. Каждый сам решает, выполнять их или нет. При этом всегда находятся новые закавыки, за которые можно зацепиться и сказать, что сегодня сделать последний шаг к объединению невозможно.
Шесть лет назад в первом чтении был принят закон о выборах в союзный парламент, принята и согласована таблица поправок, напомнил Геннадий Селезнев. Но мы никуда не двинемся, пока не определим принципы построения нашего государства, поэтому сегодня вопрос вопросов — принятие Конституционного акта. И депутат надеется, что в августе его рассмотрение все-таки будет включено в официальную повестку дня Высшего государственного совета.
Что касается “закавык”, то Геннадий Селезнев никак не может понять тех, кто считает, что пока нет единой валюты, Союзное государство создать нельзя. Ведь когда создавался Евросоюз, никто не выдвигал единую валюту на первый план. Даже сейчас четыре страны-участницы не перешли на евро и прекрасно взаимодействуют с теми, которые перешли.
Нам говорят: пока Белтрансгаз не сольется с Газпромом, процесс дальше не пойдет, привел в пример еще одну “закавыку” Геннадий Селезнев. Почему?! Между Беларусью и Россией есть система договоров и соглашений, в соответствии с которыми два государства и работают, действует межправительственное соглашение, по которому Беларусь получает газ по цене Смоленской области. Подобного, кстати, нет ни с Грузией, ни с Украиной, ни с Прибалтийскими государствами.
Заведующий отделом Беларуси Института стран СНГ Александр ФАДЕЕВ видит несколько причин задержки интеграции. Во-первых, в Беларуси сохранились черты доминирующего вмешательства государства в экономику, которая, по его мнению, не завязана на интеграцию с Россией. Можно много говорить о кооперации отдельных предприятий, уточнил он, но когда существует общая линия развития национальной экономики, не предусматривающая интеграцию с российской, а предполагающая самостоятельное развитие, считать, что мы сможем объединиться в рамках Союзного государства затруднительно.
Еще одна причина — отсутствие консолидации элит, считает ученый. Белорусская и российская правящие политические элиты демонстрируют недоверие друг к другу. С российской стороны это выражается в том, что ряд государственных деятелей испытывает подозрение, что некоторые представители белорусской элиты способны выйти на российское политическое пространство и попытаться занять в нем весомое место. Поэтому, уверен Александр Фадеев, в преддверии парламентских и президентских выборов консолидации элит ожидать не следует.
Время принятия решения настало
Российско-белорусская интеграция не должна замыкаться в себе, считает Сергей Бабурин. Грустно вспоминать, но в 1999 году было принято решение официальных органов власти Югославии о присоединении к российско-белорусскому государству. По разным причинам оно не было реализовано, но это был уникальный исторический шаг. Мы должны делать все, чтобы расширять фронт российско-белорусской интеграции, чтобы в ней участвовали и такие государства, как Абхазия, Южная Осетия, Приднестровская, Молдавская республики и прежде всего Украина и Казахстан.
Наша задача, считают Сергей Антуфьев, Геннадий Селезнев и другие, предельно ясна: как можно быстрее принять Конституционный акт, осенью этого года провести референдум, внести изменения в национальные конституции, потому что необходимо узаконить институт наднациональных органов, сформировать союзный парламент, весной будущего года провести выборы в Палату представителей Союзного парламента, продолжить унификацию белорусского и российского законодательства, чтобы предопределить переход к союзному. Геннадий Селезнев подчеркнул, что в проекте Конституционного акта нет борьбы законов, наоборот, там определена четкая сфера законодательной деятельности Союзного парламента.
От разрушения Берлинской стены и воссоединения двух Германий, напомнил Сергей Бабурин, прошел год. Экономику, политику, социальную сферу они варили и клеили уже внутри объединения. А мы от топтания на месте хотим еще и удовольствие получить. Если высшие органы государственной власти — исполнительной, законодательной — по-прежнему будут изображать удовольствие от создания Союзного государства вместо того чтобы его, наконец, создать, процесс интеграции окончательно будет дискредитирован.
Доктор экономических наук профессор Всероссийской академии внешней  торговли Александр БЕЛЬЧУК считает, что нужно правильно выбрать модель объединения. Они разные, начиная с вхождения Беларуси в Россию на правах субъекта, что совершенно неприемлемо, и кончая конфедерацией или этническим государством, как Китай и Гонконг. Там объединены внешняя политика, вооруженные силы и прочее, а разные социально-экономические системы сохранены.
Расхождение экономических систем, механизмов хозяйствования не делает российско-белорусские связи невозможными, считает ученый. Между СССР существовали разные экономические связи с различными государствами при гораздо больших различиях систем. Вопросы допуска иностранного капитала, в этом случае российского, к собственности белорусских предприятий действительно препятствие, но развитию внешней торговли и производственному сотрудничеству это не мешает.
Ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН доктор экономических наук Юрий ГОДИН отметил, что российская экономическая модель формируется под лозунгом: чем меньше государства, тем лучше. Оно постепенно уходит из экономической и социальной сфер. Поэтому российско-белорусские экономические и хозяйственные модели не стыкуются и не позволяют нам активнее сотрудничать, чтобы получить эффект от сложения двух экономик.
Почему не идет строительство? Потому, уверен Юрий Годин, что у нас нет теоретической проработки этого вопроса. Из договора выхолащивались пункты, способствующие плодотворному сотрудничеству, проект политизировался и не реализуется. Существуют только управленческие структуры, а Союзного государства как такового нет, и вряд ли в ближайшее время будет. Поэтому корректнее было бы говорить о Союзе России и Беларуси. Исполнительная и законодательная власти делали и будут делать ошибки, перескакивать через этапы. Сейчас, например, мы говорим о Конституционном акте и единой валюте, но еще не оформили зону свободной торговли и не довели до ума таможенный и платежный союзы.
СМИ: пятая колонна или невинно заблуждающиеся?
Наши центральные средства массовой информации, заявил Павел Бородин, еще раз продемонстрировали свое отношение к строительству Союзного государства. На парламентском (!) “круглом столе” нет ни представителей Первого канала, ни Второго, ни Третьего, ни Четвертого. Это событие проигнорировала даже “Парламентская газета”.
Беларуси сегодня очень тяжело, пояснил Геннадий Селезнев. Ее пытаются блокировать со всех сторон. Июльский саммит обязательно зацепит белорусскую тему. Что мы ответим? Беларусь наш ближайший партнер. Если случается агрессия против Беларуси, считайте, что это агрессия против России, нападки на Беларусь равнозначны нападкам на Россию.
В США и Евросоюзе сторонников нашего союза нет. Наоборот, нам чинят всяческие препятствия. И получается, что вольно или невольно мы сами подыгрываем Западу, поскольку ничего не рассказываем о союзном строительстве в своей прессе, на телевидении, на радио нет постоянных рубрик, с помощью которых можно было бы формировать активное общественное мнение. А ведь мы замечаем, что количество верящих в наш союз уменьшается и в России, и в Беларуси. В этом и наша вина.
Российские СМИ, к сожалению, делают все, чтобы не было Союзного государства, убежден руководитель Центра экономических проблем СНГ доктор экономических наук Вячеслав ВАШАНОВ. Александра Лукашенко показывают только в негативном плане. Президентскую кампанию в Беларуси осудили, а когда на 4-й срок избирался президент Казахстана, молчали, хотя он у власти уже 15 лет. Налицо двойные стандарты. Неужели, удивляется ученый, представители наших СМИ этого не видят и не чувствуют? Выступления в СМИ против Лукашенко, поддержал коллегу Александр Бельчук, противоречат государственным интересам России.
А западные журналисты делают все, чтобы вбить клин между Россией и Беларусью, уверен Юрий Годин. Поэтому руководители СМИ должны наконец-то осознать, что от их правдивого слова, объективности во многом зависит судьба и нашего союза, и наших народов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter