Что–то внутри

Крис Ри. The Return of a Fabulous Hofner Blue Notes (9 треков). Недавно в Минске выступил Крис Ри. А у меня появился информационный повод поговорить о новой пластинке и шоу, ее рекламирующем. Это очень отрадный факт, что появление в столице звезд мирового уровня становится традицией...CD–обзор ушами Сергея Пукста
Крис Ри

The Return of a Fabulous Hofner Blue Notes (9 треков)

Недавно в Минске выступил Крис Ри. А у меня появился информационный повод поговорить о новой пластинке и шоу, ее рекламирующем. Это очень отрадный факт, что появление в столице звезд мирового уровня становится традицией...

Что мы знаем о Крисе Ри? Лично я помню только какой–то расслабленный пляжный клип из своего детства и проникновенный хриплый вокал, который, по всей вероятности, должен был неотразимо действовать на дам бальзаковского возраста. Исполнял это неторопливое произведение человек с непроницаемым лицом Чарльза Бронсона. Моя безотказная в плане различных каверз память тут же подбросила незатейливый стишок: «В тридевятом царстве небогатом,/ от зари лабая до зари,/ жили–были три веселых брата —/ Крис де Бург, Крис Норман и Крис Ри».

Тем не менее по прослушивании диска я могу сказать, что весь этот расслабленный антураж едва ли ассоциируется с одним из самых последовательных и честных адептов блюза в мире, которого некоторое время назад имела удовольствие лицезреть минская публика. Достаточно сказать, что незадолго до выпуска этого диска он издал уникальную антологию различных направлений блюза в собственном исполнении на одиннадцати (!) дисках.

Его разносторонние интересы в этой области и нашли отражение в этой записи. Музыка господина Ри имеет вполне отчетливые источники и референции. В композиции Blues for Janice и the Shadow of a Fool мы слышим лирическое настроение, так популярное лет десять назад и чем–то отдаленно напоминающее задумчивую мудрость Dire Straits и Леонарда Коэна. В Twister inside вступление сыграно в духе Рэя Кудера. И только в предпоследней The power of love появляется любопытное с композиторской точки зрения решение, нарушающее стандартную блюзовую сетку. А заключительная BB was a Comanche и энергичная Dirty New Town перекликаются со знаменитой гитарной композицией группы Shadows Apache.

По словам самого Криса, он сознательно добивался звучания, типичного для 60–х годов, поскольку его основные эстетические принципы были сформированы приблизительно в это время.

Отсюда непосредственно вытекает стилистика этой записи, которую можно лучше всего охарактеризовать как честную. В последнее время блюзовых музыкантов представляют извивающимися на макаронных ножках с гримасами экстаза на лице. Здесь же мы слышим человека, который абсолютно точно знает, что он хочет сказать и как он хочет это сделать. Безусловно, в композиторском плане ждать нового не приходится, но здесь, и в частности в случае с Крисом, важны другие качества. Дело в том, что в такой относительно простой и, казалось бы, непритязательной форме, как блюз, становится очевидной любая фальшь или неестественность. Практически во всех композициях техника игры на его магически пронзительной гитаре настолько проста, что инструмент можно назвать вторым голосом музыканта. И этим обусловлен несомненный успех его выступления в Минске, поскольку любителей блюза как настоящей мужской музыки в Беларуси необычайно много.

Это турне было объявлено прощальным. По словам Криса Ри, он вынужден прекратить живые выступления по состоянию здоровья. Но поскольку непосредственное общение с публикой — это то, что всегда доставляло ему наивысшее наслаждение, то не исключено, что Ри навсегда оставит занятия музыкой. Это одновременно и грустно, и символично. Символично не только в музыкальном, но и в человеческом смысле. Уходит поколение людей, исповедующих какие–то музыкальные принципы. Приходит время музыкантов–универсалов, у которых при отсутствии внутренней полноты и собственной эстетической позиции остается только умение петь и играть. А это бесконечно мало. И боюсь, мы едва ли отдаем уже себе в этом отчет.

Его музыка, созданная для бескрайних прерий, мужественных героев Дикого Запада, содержит весь необходимый набор ингредиентов, чтобы Серджио Леоне мог снять свой очередной вестерн с суровым Клинтом Иствудом в главной роли. Но... где сейчас Серджио Леоне? Сколько лет дедушке Клинту Иствуду? Поменялись герой–ориентир и герой–мечта, став как–то мельче, «клерковатее» и своекорыстнее. А этот альбом проникнут духом тех времен, когда мужчины были мужчинами в самом настоящем смысле этого слова. И вполне понятна ностальгия по временам, когда было меньше «пустых» звуков. Это касается музыки, личностей и отношений между людьми.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter