Что-то с памятью моей стало

О наследии советской эпохи

Известный журналистский прием. К соответствующим датам можно опросить студентов и школьников: «Кто такой Ленин?» и «Кто с кем воевал во Вторую мировую?» Потом можно долго морализировать над ответами. Изумляться, что подростки не могут назвать героев гражданской войны. А про Отечественную точно знают, что была, но помнят из нее в основном Багратиона.


У меня на футболке изображен летчик Маресьев. Стоит в шлемофоне, небритый. Гладит ежика, отсылая к сюжету известной повести. Казалось бы, каноническое изображение, трудно не узнать героя. У тех, кто постарше, вопросов обычно и не возникает. Но когда футболку принимается разглядывать молодежь, это превращается в увлекательную викторину с угадыванием персонажа. Самые популярные варианты — писатель Гришковец и Чак Норрис.


То, что некоторые юноши слабо знакомы с советским эпосом, нормально. Не факт, что он им позарез нужен. Своих мемов девать некуда. Да и веры большой уже нет многим советским мифам, перестарались когда–то пропагандисты... Нормально и то, что старшее поколение (уж которое десятилетие) сетует на дремучесть «подрастающей смены», небрежное отношение к наследию советской эпохи. Но иногда незнание, например, Гастелло или Павки Корчагина, Матросова или Чапаева, панфиловцев или стахановцев приводит к забавным ситуациям. Мешает ориентироваться во вполне современных явлениях.


Как–то случился у меня сугубо литературный диспут со знакомыми. Им меньше 30. Образованные, сообразительные, с хорошим вкусом. И вдруг с удивлением узнаю, что повесть Пелевина «Омон Ра» им «как–то так себе». Мол, «неплохой рассказ», но «какой–то немного странный» и «кое–что непонятно».


Для тех, кто не читал, уточню некоторые особенности фантасмагоричного сюжета. Главный герой поступает в военное летное училище имени Алексея Маресьева. Первым делом курсантам ампутируют ноги — чтоб соответствовали общей героической концепции.


Так вот, как раз это моим собеседникам не показалось слишком необычным. Списали на то, что «автор лютует». Только не поняли, почему именно ноги?.. Начинаю уточнять, выясняется: про Маресьева знают только то, что он «съел ежиков». (И это даже не шутка.) Конечно, мимо этих читателей прошел и эпизод про выпускные экзамены в пехотном училище имени Матросова. И совсем уж неоцененным и непонятым остался слепой, парализованный замполит, выпускник военно–политического училища имени Павки Корчагина. Зря старался неистовый Виктор Олегович. Люди вообще не поняли сути произведения, его метафор, простейших, казалось бы, отсылок к историческим персонажам.


Еще был занятный случай. Много лет назад существовала легендарная команда КВН «В джазе только девушки». И как–то играли они «Разминку». Требовалось продолжить хрестоматийную фразу «Велика Россия, а отступать некуда...» Девушки поднатужились и родили: «...позади Берингов пролив». С тех пор забыт миллион шуток домашней заготовки, а эта, родившаяся за 15 секунд, стала классикой.


Недавно я мимоходом воспроизвел эту фразу в разговоре. Собеседница, родившаяся после перестройки, вежливо хихикнула, но не более того. Позже, конечно, выяснилось — ничего не знает про младшего политрука Клочкова с приписанным ему возгласом: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» О подвиге панфиловцев тоже не в курсе. (Реальность этой истории я сейчас не оцениваю.) Молчу уже про Берингов пролив... Объяснил — посмеялись вместе. Но никак не привыкну к этим их особенностям при наличии–то нашей патриотической работы в школах...


Считается, что советские легенды должны были воспитать тружеников и героев (образцы для подражания прилагались). Получилось или нет — решайте сами, взглянув в зеркало. Способность нынешних хипстеров на геройские поступки — отдельная тема. Им, конечно, только дай — будут наперебой бросаться на амбразуру и совершать воздушные тараны, кто бы сомневался. Попутно описывая переживания в Твиттере и выкладывая «луки» с айфона. Но я не про это. А всего лишь про то, какие бывают забавные ситуации...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter