Что-то с климатом нашим стало...

За последние семнадцать лет средняя температура в Беларуси увеличилась на 1,1 градуса Прежде чем выйти из дома, каждый из нас наверняка посмотрит в окно, чтобы оценить ситуацию с погодой. Впрочем, и прогнозам синоптиков мы стали доверять больше — сейчас они ошибаются редко. От точности и оперативности их “предсказаний” в немалой степени зависит и эффективность работы многих отраслей народного хозяйства, а по большому счету — наша безопасность в целом. Как минимизировать последствия опасных природных явлений? Как обеспечить гидрометеорологическую безопасность в условиях изменяющегося климата? Эти вопросы волнуют сегодня все страны мира. Обсуждались они и на проходившей недавно в Москве международной конференции, организованной Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Опыт нашей страны также был представлен на этом представительном форуме.

— Понятие “гидрометеорологическая безопасность” включает в себя состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и гелиофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий, — пояснила директор департамента гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Мария Герменчук. — Обеспечить гидрометеорологическую безопасность в рамках одного государства практически невозможно. Причем это элемент не только  национальной безопасности для каждой страны, но и обеспечения устойчивого развития во всем мире.
В последние годы наблюдается тенденция возрастания количества опасных природных явлений. В Беларуси, например, каждый год происходит 10—12, в отдельные годы до 15 опасных природных явлений, ущерб от которых достигает нескольких десятков, а иногда и сотен миллиардов рублей. Угроза гидрометеорологической безопасности состоит еще и в том, что сейчас мы наблюдаем глобальное потепление климата и сопутствующие этому процессу последствия.
Чтобы, как говорится вовремя и в нужном месте “постелить соломки”, важно изучение и научное обоснование климатических моделей и уменьшение их неопределенности. Одно дело, если климат потеплеет на 0,3 градуса, и совсем другое — если на целый градус.
Мария Герменчук привела любопытный пример. В 1591 году в Северной Европе в три раза возросли продажи пива. Все дело в том, что из-за наступившего похолодания уменьшилось производство вина, и население перешло на пиво. Климат с тех пор потеплел, объемы производства вина возросли, но “пивные” традиции в этих странах сохранились и сейчас. Такие примеры показывают, что изменение климата может существенным образом повлиять не только на привычки людей, но и на экономику.
Увы, мы не остались в стороне от климатических изменений. Исследования, недавно проведенные на территории нашей страны миссией Всемирного банка, показали, что Беларусь можно отнести к территориям с относительно высокой метеорологической уязвимостью. У нас существуют большие перепады температур и скорости ветра, осадки выпадают неравномерно, причем в течение полусуток их количество иногда превышает 50 мм.
По одному из “сценариев” изменения климата, среднегодовая температура будет расти. Для Беларуси это означает, что южные регионы страны по климатическим условиям приблизятся к северным регионам Украины, станет теплее и на наших северо-восточных территориях. При этом прогнозируется и увеличение количества осадков, что для южных районов Беларуси, где засухи стали не редкостью, окажется весьма кстати, а вот для северных создаст дополнительные проблемы.
Характерной особенностью изменения климата на территории нашей страны становятся экстремальные проявления погодных явлений с большим количеством осадков в отдельные годы и очень низкими или очень высокими температурами в отдельные периоды. Наблюдаются изменения и в гидрологическом режиме — зимой водность рек увеличивается, а летом уменьшается.
По словам начальника службы гидрометеорологических прогнозов департамента гидрометеорологии Минприроды Дмитрия Рябова, пока еще есть большие проблемы (не только у нас, но и во всем мире) в долгосрочном прогнозировании — на месяц и сезон. А вот оправданность прогнозов погоды в Беларуси составляет на сутки — 95 процентов, на трое суток — 92 процента, на неделю — около 90 процентов. Это очень высокие показатели.
Однако, если заглянуть в будущее проблематично, то оглянуться назад ничто не мешает. Как отметила начальник отдела климата департамента гидрометеорологии Минприроды Елена Комаровская, в течение более чем столетнего периода инструментальных наблюдений за климатом (примерно до конца предпоследнего десятилетия ХХ века) кратковременные периоды похолоданий сменялись близкими по величине и продолжительности периодами потеплений. А с 1989 года последовал самый продолжительный период потепления, продолжающийся по настоящее время. Лишь однажды за эти 17 лет — в 1996 году — средняя годоваятемпература была несколько ниже нормы, а в остальные годы была значительно выше. В отдельные же очень теплые годы (1989, 1990, 1999, 2000) она превышала среднюю многолетнюю температуру на 1,5 градуса, что за столетний период, предшествующий этим годам, наблюдалось только один раз — в 1975-м.
— Среднегодовая температура этих 17 лет потепления составила 6,9 градуса при норме 5,8, — констатировала Елена Комаровская. — То есть на 1,1 градуса стало теплее — это достаточно много. Именно в этот период зарегистрированы самые теплые за столетие месяцы и сезоны для большей части года. Положительная аномалия более четко прослеживается в зимние месяцы и ранней весной, она достигает максимума в январе. Январь стал теплее на 3,5 градуса, и, медленно уменьшаясь, эта положительная аномалия продолжается до апреля. В мае немножко холоднее. В среднем за эти годы более теплыми оказались и летние месяцы, хотя величина положительной аномалии здесь значительно меньше — 0,5 градуса. Однако июльские аномалии 2001 и 2002 годов по абсолютной величине сравнимы с январскими.
Еще одной особенностью этого периода потепления стало изменение годового хода температуры. Если раньше самым холодным месяцем года был январь, то теперь ситуация изменилась. В отдельные годы (1993, 1998) самым холодным месяцем года был ноябрь — до этого такое не отмечалось никогда. Потом большую часть лет самым холодным месяцем становился декабрь, а в последние два года самый холодный месяц — февраль.
В этот же период отмечен рост экстремальных климатических явлений. И, по прогнозам Всемирной метеорологической организации, экстремальность климата будет увеличиваться. Поэтому для обеспечения гидрометеорологической безопасности нашей страны необходимо дальнейшее развитие соответствующей службы, внедрение новых технологий, методов прогнозирования и наблюдений за состоянием окружающей среды. Кстати, по оценкам миссии Всемирного банка, при инвестициях в Гидрометеорологическую службу Беларуси отдача от 1 рубля вложенных денег получается большей в 4,8 —5,5 раза.
Прогнозирование опасных явлений погоды позволяет в значительной степени уменьшить не только человеческие жертвы, но и минимизировать ущерб в экономике, если, конечно, правильно использовать полученную информацию. Например, в прошлом году, когда была очень сухая осень и выпадало крайне мало осадков, белорусские агрометеорологи рекомендовали перенести сев озимых на более поздние сроки. В результате на этом удалось сэкономить около 10 миллионов долларов. Еще один показательный пример. В январе нынешнего года страну накрыла волна сильного холода, и как раз на субботу, 21 января, когда ожидались большие морозы, был перенесен рабочий день. Метеорологи порекомендовали сделать рабочей следующую субботу, когда ожидалось ослабление морозов. И Совет Министров принял соответствующее постановление.  За счет переноса этого рабочего дня только по Минэнерго экономия составила 180 тысяч долларов. Так что белорусские метеорологи даром хлеб не едят.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter