Зоозащитники бьют тревогу: в Беларуси слишком много "черных" заводчиков собак

Что такое собачья жизнь

Зоозащитники бьют тревогу: в погоне за рублем некоторые заводчики собак держат животных в ужасных условиях. Об одной из таких историй нам рассказали читатели. Наталья Ступинская, волонтер гомельской зоозащитной организации, описала ситуацию, которую она увидела в одной из деревень Слуцкого района.

Сначала Наталья наткнулась в социальных сетях на сообщение о трех истощенных французских бульдогах, которых пыталась продать хозяйка из Слуцка. Зоозащитница связалась с владелицей. Объяснила, кто она и что может сделать для ее собак. В ответ услышала, что собак на самом деле больше — около десяти. И кормить их нечем. «Я договорилась забрать «французов» в обмен на 2 мешка сухого корма «Рэкс». Мы с друзьями поехали за животными. То, что мы там увидели, повергло нас в шок! Животных оказалось больше 20. Из них примерно 22 — французские бульдоги (в основном девочки). Большинство из них в крайней степени истощения и с различного рода повреждениями. Хозяйка не скрывала цели содержания собак — регулярное получение потомства для продажи». В ходе переговоров волонтеры уговорили отдать им 8 собак, которые были в самом тяжелом состоянии. После возвращения волонтеров не покидали мысли об оставшихся животных в холодном доме без еды: «В какой–то момент хозяйка по неизвестной причине перестала выходить на контакт, и через полторы недели я написала обращение в Слуцкий райисполком с просьбой помочь принудительно выкупить животных согласно статье 242 ГК». Свое письмо в газету зоозащитница закончила так: «Прошу помощи в решении этого вопроса с целью недопущения уничтожения собак. А также содействия в передаче их зоозащитным организациям для дальнейшей реабилитации и устройства в семьи».

Еще одно письмо нам прислала Светлана Йепессен из Дании, она тоже озабочена ситуацией.

Ферма для щенков

Мы отправились в деревню Устрань, о которой шла речь в письме Натальи Ступинской. К сожалению, калитка дома, в котором волонтеры обнаружили собак, была закрыта. На входной двери тоже висел замок. Лишь у входа прыгали две молодые хаски, то ли пытаясь прогнать нас, то ли радуясь нашему появлению. Из дома им вторил многоголосый хор тоненького визга собак поменьше. Давать комментарии по телефону В. отказалась. Чтобы понять, что же здесь происходит, мы обратились к местному участковому Денису Василевичу: «У жительницы В. разрешение на проживание в нашей стране до марта 2018 года. Она гражданка России. За весь период ее нахождения здесь ни со стороны соседей, ни со стороны сельсовета жалоб не поступало». Не так давно по факту заявления зоозащитной организации в исполком в этом доме проводили проверку. «Мы побывали у В. вместе с председателем сельсовета, председателем районного Совета депутатов и представителем ветеринарной службы, а также налоговой. Никаких нарушений выявлено не было. У хозяйки собак есть корм, животные выглядят здоровыми, есть в наличии ветеринарные препараты. Про клетки, о которых было написано в заявлении, неправда». В доказательство своих слов участковый предоставил фотографии.


Однако соседка В., Ольга Гринюк, не считает, что у той в доме все так гладко и хорошо: «Собаки у них уже не первый год. Лай и визг слышим постоянно. Кормят они их не очень хорошо. Собирают кукурузу, мелют ее, варят из нее кашу и кормят собак. Не понимаю, как так можно. Это ж животные, им нужно мясо».

Ольга Гринюк
При всей законности действий жительницы деревни В. у зоозащитников к ней много вопросов. Откуда у нее появились французские бульдоги, пекинес, хаски? И зачем в глухой деревне держать так много собак, которые даже не приучены к выгулу и справляют нужду прямо в доме? Ответ у волонтеров один — для разведения, дальнейшей перепродажи, получения прибыли.

Им все–таки удалось вывезти собак от странной заводчицы. Мы связались с волонтерами, чтобы узнать, как сейчас себя чувствуют псы: «Все животные обследованы, заболеваний, опасных для человека, не выявлено. Бульдожки истощены, это вызвано нерегулярным и неполноценным питанием, или проще — голоданием, несоблюдением норм содержания и чрезмерной эксплуатацией в воспроизводстве (у каждой из вывезенных собак шрамы от нескольких операций по кесареву сечению). Несмотря на весь ужас содержания, все собаки очень человеко–ориентированные, ласковые и контактные». Сейчас они находятся на так называемой передержке. До того момента, пока им не найдут новых хозяев.

Участковый Денис Василевич показывает снимки прошедшей проверки

Хозяйка закрылась на замок и отказалась впускать в дом
Черный бизнес

Сегодня на счету волонтеров спасенные жизни сотен собак, котов и других братьев наших меньших. Девушки рассказывают, что нередко встречают в интернете объявления о продаже породистых щенков, которые выглядят, мягко говоря, не очень. По мнению волонтера Екатерины Костюковой, ситуация, с которой столкнулись в Слуцком районе, не единична: «Процесс, когда собак разводят «вчерную», проконтролировать невозможно. Чтобы разведение животных было упорядочено, все должно быть прописано в законе. У нас таких законов нет». Европейские страны давно ужесточили законодательство, которое обязывает заводчиков подчиняться правилам. Там невозможно продать или купить животное просто через интернет. Все сделки подобного рода заключаются только через кинологические ассоциации. В таком случае государство получает гарантию того, что в стране будут проживать лишь здоровые животные. А если же у какой–нибудь европейской болонки вдруг случится непредвиденное потомство, хозяева вынуждены будут заплатить большой штраф. Если же это произойдет не случайно, деятельность по разведению вне питомника признают незаконной и могут привлечь к ответственности. Екатерина Костюкова уверена, что первым этапом в наведении порядка могло бы стать обязательное чипирование и стерилизация питомцев: «То, что сейчас происходит, называется перепроизводством домашних животных. Это нехорошая тенденция, в том числе и для государства. Ведь на сдерживание роста количества бродячих собак и котов уходит много средств. По данным Министерства ЖКХ, в нашей стране около 80 тысяч безнадзорных животных».


С Екатериной согласна Татьяна Сорокина, владелица питомника по разведению французских бульдогов, которая занимается этим делом более 10 лет: «Пока у нас нет жесткого закона о разведении животных. Важно не то, что написано у собаки в родословной. Важно то, в каких условиях она содержалась, какое здоровье будет у потомства. Люди, которые занимаются разведением только ради денег, после продажи, как правило, пропадают из вида. Они могут не отвечать на звонки, от них не дождешься советов. Дальнейшая судьба собаки их не заботит». При этом, уверяет Татьяна, далеко не всегда низкая цена щенка означает отсутствие родословной. Бывает, и в питомниках встречаются псы чуть дешевле остальных: «Стоимость особи — субъективный фактор, и зависит только от амбиций заводчика». Иногда чуть дешевле стоят щенки, которые засиделись с мамой, или те, чьи заводчики пожалели денег на специальные медицинские тесты. Сорокина считает, что разведение домашних животных требует серьезного внимания со стороны специалистов. Как, скажем, в Дании и Норвегии, где минимум раз в полгода все питомники посещают ветеринарные службы; смотрят, в каких условиях живут собаки и присваивают организациям определенный уровень: золотой, серебряный и т.д. В большинстве стран бывшего СССР золото нередко оседает только в карманах «черных» заводчиков.

КОМПЕТЕНТНО

Юрий Дорогокупец, председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей:


— У нас в работе сейчас находится законопроект «Об обращении с домашними животными». В этом документе есть норма по обязательному чипированию, но речь пока идет только про собак особо опасных пород. Прописаны в проекте и моменты стерилизации. Однако они касаются именно бездомных животных. На мой взгляд, чипирование — необходимый процесс. Но чипы должны быть такими, чтобы владелец мог по нему определять местонахождение своего животного. Однако в то же время понятно, что провести эту процедуру одномоментно, например в сельской местности, может быть затруднительно. При подготовке законопроекта мы активно общались с зоозащитными организациями, рассматривали разные идеи и предложения. Однако при принятии тех или иных положений мы всегда учитываем, готово ли наше общество к таким изменениям. Надеемся, что законопроект, если будет принят, станет первым шагом к урегулированию многих вопросов, связанных с обращением с животными в нашей стране. В первую очередь поможет поменять отношение к собакам и котам у их владельцев.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Вчера суд Московского района Минска признал 30-летнего горожанина виновным в жестоком обращении с животным и назначил максимальное наказание. Преступника арестуют на 3 месяца и отправят на принудительное лечение от алкоголизма за то, что он из хулиганских побуждений жестоко избил, а затем выбросил из окна 5-го этажа собаку. Приговор может быть обжалован и опротестован в апелляционном порядке в Минский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

isaenok@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter