Всякое ли любительское видео уместно в сети

Что такое плохо

Машина с видеорегистратором едет по улице. Из–за автобуса спереди выбегает мальчик, машина таранит его, бедняжка перекатывается по капоту, ударяется в лобовое стекло и, перевернувшись в воздухе, падает на асфальт. Сбегаются очевидцы...


Многие из вас, возможно, уже видели это происшествие на могилевской улице: видео размещено на одном из сайтов. Вполне респектабельном, посещаемом, популярном. Вопрос: хорошо ли, правильно ли, что вам показали эти кадры? Каково было видеть их, скажем, родителям мальчика?

Мы давно живем в двух пространствах. Одно окружает нас в повседневной жизни: места работы и отдыха, общественный транспорт, дом... Это реальный мир. Второй — сетевой, виртуальный, в котором мы проводим все больше времени. Людям юным и молодым он нередко заменяет реальный.

Там и там не обойтись без правил — иначе воцарится хаос. Неписаные правила жизни вырабатывались веками, диктовались культурой общества и чувством меры каждого его члена. У нас не принято идти по городской улице с громким криком, размахивая пивной бутылкой. Если кто–то этого не понимает, его наверняка остановят люди в форме — по нормам административного кодекса. В респектабельных печатных СМИ правила, неписаные и обязательные, тоже действуют давно. В нашей газете вы не прочтете бранных слов, не увидите снимков окровавленных тел.

На сетевых ресурсах нормы приличия еще не устоялись, только вырабатываются. Мы спорим. Одни видят в интернете бездонный источник информации и хотят чувствовать себя в нем, как в библиотеке. Другие называют его всемирной помойкой и уверены, что для сети в принципе невозможно выработать универсальные нормы поведения. Третьи даже попытку их сформулировать клеймят как покушение на свободу слова.

Но ведь даже наш недолгий опыт показывает ошибочность такой точки зрения! На большинстве общедоступных в стране сайтов мы уже не видим рекламы дурманящих смесей или сексуальных услуг, не читаем бранных слов или экстремистских текстов. Значит, в одних случаях провайдеры и модераторы следуют уже принятым законам, в других — полагаются на свое чувство меры и вкуса.

Да, кто хочет, тот найдет в сети про загробную «жизнь мертвецов»; откопает «клубничку» и кое–что пожестче; на специализированных ресурсах про ДТП увидит, как люди вылетают из столкнувшихся машин или лежат в лужах крови... Видео наезда на мальчика в Могилеве (пусть полученные им травмы в больнице залечат без всяких последствий!) — пример относительно невинный. Но даже нежелание одного человека — допустим, матери — видеть его в публичном доступе должно быть решающим. Ведь в погоне за рейтингом легко потерять то самое чувство меры. Если сюжет обеспечил сотню просмотров, то не разместить ли другой, более жесткий, чтобы получить тысячу?

Соблазн есть. Тем более что видеооператоров сейчас — миллионы. Каждый владелец смартфона — оператор. Ему бы хранить съемку на своем жестком диске, на память. Но нет! Надо выложить ее на всеобщее обозрение, чтобы собрать «лайки» или даже заработать. Даже фильмы знаменитых режиссеров допускают к прокату с разрешительным значком: 16+, 18+. Людям с неокрепшей психикой не смотреть! Почему же «самоделкиным» закон не писан?

...Недавно, как известно, наши парламентарии приняли в первом чтении закон, предполагающий ответственность владельцев интернет–ресурсов. Чувство меры и вкус, как и культура вообще, должны воспитываться. Без четких, внятных пределов дозволенного можно легко получить правовой беспредел.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter