Совесть есть у всех, и ее даже можно увидеть на МРТ

Что такое хорошо и что такое плохо

Мы привыкли считать себя существами высшего порядка, при этом еще и наделенными массой мистических проявлений работы сознания. Например, такими как интуиция или любовь, которые анализу не поддаются. Но по мере развития науки загадочность души все больше подвергается сомнению. Так, с точки зрения нейрофизиологии совесть — не абстрактное понятие, а вполне реальный механизм, который работает по четким правилам.

Коллаж Ольги Александровой

Антология морали

Любопытный момент: в древнегреческой философии определения совести нет. Нельзя сказать, что Платон, Аристотель, Сократ и другие гиганты мысли не были озабочены вопросами нравственности. Существовал, к примеру, термин «айдас» — стыд как страх перед другими, страх дурной славы. Таких же взглядов придерживались и древние китайцы, в том числе Конфуций, утверждавший, что человек без стыда человеком не является. Но термин «совесть», а также рассуждения об оценке поступков, тесно связанной с понятиями свободы выбора и морали, появляется только в I веке нашей эры у Сенеки. Впрочем, несмотря на некоторую проволочку, дальше дела пошли уже живее.

С приходом христианства человечество определилось с наличием души и грехов, вошло во вкус и с энтузиазмом занялось самокопанием. Противоречивый характер, основным постулатом которого является то, что с совестью всегда можно договориться, она приобрела в Средние века. Этому поспособствовали, в частности, казуистика (изворотливость в аргументах) схоластиков и весьма специфическая мораль иезуитов. Цель оправдывает средства, припоминаете? Что до схоластиков, то у них вообще было две совести. Синдерезис — врожденное ощущение, выраженное в принципе «следует стремиться к добру и избегать зла». И консциенция — эдакая совесть с низким чувством социальной ответственности, мечущаяся между чувством долга и соблазнами. И выбирающая ту или иную сторону в зависимости от обстоятельств. Согласитесь, таким замечательным тандемом очень удобно пользоваться. Что бы ни сделал, всегда можно сказать, что поступил по совести. Учение схоластиков было очень популярно и потеряло позиции только в эпоху Реформации (XVI — начало XVII века).

В эпоху Просвещения (XVII—XVIII века) появилось понятие свободы совести как естественного права на самостоятельное формирование убеждений и ценностей. Количество философов, которые эксплуатировали тему в данный период, было и осталось наибольшим. Среди них — Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр. В новейшей философии много внимания совести уделял Фридрих Ницше. В том числе и в труде «К генеалогии морали».

Современная наука рассматривает совесть не как психологический казус (условно говоря), а как процесс, имеющий отношение сразу к психологии, нейробиологии и физиологии высшей нервной деятельности. И с этой точки зрения качество, которое согласно религиозным догмам было дано Адаму и Еве вместе с пониманием природы добра и зла, выглядит еще более интересно.

Пещерное наследство

Как утверждает эволюционная биология, моральные установки (в частности, убеждение в том, что нельзя предавать друзей и бросать детей) сформировались естественным отбором, определяя нашу способность жить в составе групп. К этой же категории относятся и другие базовые вещи вроде благодарности. Мы ощущаем необходимость ответить равнозначно тому, кто подарил нам подарок или накормил. Нарушение установок, принятых в обществе, вызывает моральный дискомфорт — его-то мы и называем угрызениями совести. Но почему так происходит?

В 1968 году нейрофизиолог Наталья Бехтерева впервые описала так называемый феномен детекции ошибок. Суть открытия в том, что в мозге обнаружились определенные нейронные популяции в подкорковых структурах (хвостатые ядра, бледный шар, таламус) и коре (поля Бродмана), реагирующие на неправильные действия. Впоследствии, когда уже придумали МРТ, всплески активности нейронов смогли разглядеть, что называется, воочию на мониторе. Сразу скажем, что это касается не только нарушения моральных установок, но и вообще всех «косяков». Например, вы вышли из дома и забыли закрыть дверь на ключ или выключить свет, плиту и т.д. Наверняка каждому знакомо чувство смутного беспокойства, которое сопровождает в такой день, — кажется, что что-то не так. Это детектор ошибок посылает тревожные сигналы, потому что шаблон действий (мозг вообще очень любит точное планирование) был нарушен. С моральными установками это работает аналогично. Собственно говоря, это и позволило ученым считать, что они обнаружили физиологический механизм работы совести человека.

Если вы поступаете плохо, появляется ощущение морального дискомфорта — портится настроение, вы постоянно прокручиваете в голове свои действия и ощущаете стыд (привет Конфуцию, который все же частично был прав). Детектор ошибок тревожно «пищит», настаивая на восстановлении статус-кво: чтобы нейроны успокоились, нужно исправить ситуацию. Как минимум извиниться, а в идеале поступить так, как надо. Естественно, бывает, что ничего уже чисто технически нельзя сделать (человек умер, уехал далеко, принципиально не желает с вами общаться). Тогда добро пожаловать в мир моральных травм — мозг пометит ситуацию в воспоминаниях как болевую точку. И каждый раз, когда что-то напомнит вам о ней, детектор ошибок будет «пищать», лишая спокойствия. Вот так это и работает.

Не та мантра

Каждый из нас знает людей, у которых, как кажется, совесть отсутствует в принципе. Как быть с этим? Объяснений в данном случае имеется несколько.

Во-первых, существуют травмы и патологии мозга, нарушающие связи между отделами, отвечающими за эмоциональный ответ. Ситуация аналогичная тому, когда у человека нет рук и он не может держать ложку. Этим (хотя и не в полной мере) объясняется поведение маньяков и садистов.

Во-вторых, человек, который внешне никак не проявляет угрызений совести, просто может хорошо это скрывать по разным причинам.

Третий вариант — устав от постоянного «зуда» детектора ошибок, человек «включает» ту самую удобную вторую совесть, которую описывали схоластики. То есть находит себе оправдания, чтобы мозг не трепал ему нервы. Надо признать, это работает. Но при частом использовании такой тактики детектор ошибок окончательно выходит из строя, что делает из человека крайне мерзкую личность.

Ну и четвертый случай — когда моральные установки, привитые в детстве, значительно отличаются от базовых. В таких случаях говорят: яблочко от яблоньки недалеко падает.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter