Что «скачал» — все мое!

За бесплатный пиринг в сети некому ответить
Недавно компания звукозаписи West Records издала свой первый DVD — концертное видео группы J_Mors «Ледоколы.Live». Красиво упакованные диски уже поступили в продажу. Тираж эксклюзивный — цена соответствующая. Конечно, она устроит далеко не всех любителей творчества Владимира Пугача. Поэтому нет гарантий, что вскоре это видео какой–нибудь добросердечный умелец не выложит во всемирной сети для бесплатного копирования.

Не так давно в одну из минских компаний звукозаписи позвонил возмущенный певец Алексей Хлестов и потребовал объяснений: почему его новый, еще не изданный альбом вдруг «повис» в Интернете и теперь прослушать и скопировать его может любой желающий? Причем совершенно бесплатно. Компания прижала провайдера: потребовала запретить доступ к альбому. В течение получаса ссылку на альбом убрали, и Алексей все претензии снял. Но сколько людей уже успели бесплатно пополнить свою коллекцию его альбомом...

Помимо незаконного открытого доступа, в мировой сети процветает бесплатный пиринг, или файлообмен. Ежедневно в Интернет заходят миллионы пользователей. Из них тысячи — с целью на халяву «скачать» — загрузить в домашний компьютер музыку, видео, виртуальные книги или программы. От этого страдают правообладатели: артисты, писатели. Всемирная сеть — это не только большая «свалка» информации, но и несложная головоломка для хакеров, которые умудряются выкладывать в виртуальное пространство даже защищенные от копирования диски. При этом за товар сетевые потребители не платят ни копейки.

Интернет–воры бывают двух типов: одни «стараются» для народа, другие работают на себя. В первом случае товар копируется и продается где–нибудь на рынке в Ждановичах. На таких пиратов милиции выйти проще. Но гораздо больший финансовый вред наносят авторам те, кто втихую копирует файлы из открытого доступа дома. Просто потому, что таких людей несравнимо больше, чем продается тех же пиратских дисков. От потери эксклюзивности обесценивается само произведение — литературное, музыкальное, режиссерское, — страдает имидж его создателя.

— Я не раз встречал наши записи в сети на сайтах со свободным доступом в качестве мелодий для мобильников и просто для свободного «скачивания», — вздыхает вокалист J_Mors Владимир Пугач. — Тогда мы просто обращались к владельцам ресурса и рекомендовали убрать ссылки. Недавно мы даже заключили контракт с одной из белорусских компаний на использование наших фонограмм в виде мобильных мелодий в сети. В ее обязанности входит и очистка Интернета от пиратских предложений нашей музыки. В случае же с иностранными (в основном российскими) интернет–магазинами все гораздо сложнее. Но с ними даже крупнейшие рекорд–компании не могут справиться.

В США под напором владельцев авторских прав в 2005 году верховный суд признал–таки пиринговые сети виновными в нарушении законодательства. Тогда иски против известных сетей–гигантов Grokster и Morpheus подали 28 медиа–компаний. И процесс выиграли. А пока белорусские компании мнутся в нерешительности, наших интернет–пиратов никто не преследует и тем более не карает. Если бы альбом Алексея Хлестова остался «висеть» на злополучном сервере, а певец подал в суд, это был бы первый процесс в защиту авторских прав в сети в истории страны.

CD морально устарели

Технический прогресс молниеносен: уже сегодня обычные компакт–диски выглядят устаревшими носителями информации. Всеобщая потеря интереса к CD–формату лишь стимулирует «пирингоманов», которые привыкли манипулировать файлами в «сжатом» виде.

— Зачем покупать диск за 20 долларов, если можно бесплатно «скачать» его в сети? — удивляется меломан со стажем Павел Михайлов. — Есть масса причин, по которым я обхожу музыкальные магазины стороной. Не устраивает высокая цена на лицензионные диски, да и выбрать там особо нечего. Например, нужный мне альбом группы «Бульдозер» 1984 года я на прилавках точно не найду. И даже если захочется купить красивый диск и поставить его на полку, победит принцип: пока не послушаю, не куплю. Покупать же диск в Интернете просто неудобно: идет наценка за доставку, да и сама доставка занимает время — я гораздо быстрее «скачаю» нужный альбом.

Об интернет–поправке

Белорусские хиты активно «качаются» из сети не только у нас, но и в России, и в Европе. А что было бы, предъяви–таки автор иск к сетевой компании?

— В Беларуси такие гражданские дела еще не рассматривались, — объясняет ситуацию юрисконсульт компании West Records Александр Каврус. — А те, которые рассматривались, касались только нарушений прав в сфере воспроизведения и распространения объектов авторского права или их публичного исполнения. Незаконное размещение музыки и видео в сети Интернет у нас подпадает под категорию «права на сообщение произведений для всеобщего сведения». На судебных разбирательствах такого рода могут возникнуть серьезные сложности при сборе доказательств и поиске виновных, так как электронная среда сети Интернет очень благоприятна для «заметания следов»: при малейшем конфликте можно тут же устранить любое нарушение. Но что поделать — наш закон об авторском праве несовершенен и нуждается в серьезной корректировке. В России, например, в прошлом году уже была принята так называемая интернет–поправка, которая дополнила права авторов.

Нужна ли такая поправка в белорусском законодательстве? Юридически можно обойтись и без нее: поправку заменяет все тот же пункт о доведении до всеобщего сведения. Но уточнение закона с конкретной ссылкой на сеть Интернет может наконец стимулировать авторов к защите своих творений в сети. А это поднимет прибыль компаний звукозаписи и доход белорусских исполнителей. Как следствие — увеличит и отчисления налогов в бюджет. Например, после издания соответствующего закона в США резко подскочили продажи CD–дисков и иных носителей.

— В феврале мы участвовали в Международном форуме компаний звукозаписи MIDEM, который ежегодно проходит во Франции, — рассказывает заместитель директора по коммерческим вопросам компании VIGMA Олег Борышнев. — В этот раз представители компаний много говорили о продаже лицензионных дисков: даже в Европе она в среднем упала на 40 процентов! Уровень продаж будет продолжать падать и у нас, если пиринг и свободный доступ к музыке, видео и компьютерным программам не станет платным, а авторам не будут отчисляться гонорары. VIGMA сегодня обладает правами на некоторые записи популярных белорусских групп. К сожалению, на уровне сети защитить плоды их творчества мы пока не можем.

Конечно, мы должны дозреть до принятия соответствующего закона. Но как только он появится, авторы начнут предъявлять иски не только к тем, кто выложил в сеть незащищенную информацию, но и к пользователям, как это делается на Западе. И тогда мошенников ждут многомиллионные штрафы.


Компетентное мнение

Начальник центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Бичурин:

— Чем больше развиваются компьютерные технологии, тем легче любителям бесплатного сыра проникнуть в сеть и обойти закон о защите авторских прав — это естественно. К сожалению, в белорусском законодательстве отсутствуют конкретные положения, которые бы регламентировали деятельность в сети. В чем выход? Чтобы закон, пресекающий бесплатный пиринг, был принят, должны объединиться и выступить с предложением все заинтересованные стороны. А это — сами авторы, организации, которые представляют их интересы, а также все интернет–серверы. Разумеется, не без поддержки государственных органов контроля за интеллектуальной собственностью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter