Что с тобой, Украина?

Нельзя без содрогания смотреть репортажи, идущие из Киева

Пристально слежу за событиями в Киеве и искренне переживаю. И не только потому, что мы братья-славяне и этот порыв присущ каждому белорусу. В середине семидесятых прошлого века провел в этой стране ровно два года, когда служил в рядах Советской армии, кстати, не так далеко от украинской столицы — в чудесном граде Миргороде. Много лет пролетело с тех пор, не раз поменялась вода в прославленной Гоголем миргородской луже, но Днепр по-прежнему чуден.

Но от прежней идиллии уже мало что осталось. Меньше всего хотелось, чтобы все мировые телеканалы начинали свои информационные выпуски уже с кровавых событий, которые имели место на майдане. Но факт остается фактом. Трудно дать однозначную и всеобъемлющую оценку всему происходящему в Украине. Это дело исследователей, политологов и историков. Можно долго говорить и размышлять о том, что предшествовало этим событиям, уж очень напоминающим о далеких от этой державы арабских странах. Сценарий не нов.

Очередное силовое противостояние в Киеве началось в воскресенье 19 января. Оно продолжается и сегодня, отодвинув на задний план все вопросы, которые ранее более всего интересовали самих украинцев. Глядя на экран телевизора, явно ощущаешь холодный ветерок гражданской войны, в которой, как известно, не может быть победителей. Уже есть первые жертвы (дай Бог, последние), счет пострадавших в противостоянии с обеих сторон пошел на сотни. Нельзя без содрогания смотреть телекадры, на которых зафиксированы объятые пламенем бойцы «Беркута».

Мирные протесты «оранжевой» революции унесли могучие днепровские воды, прикатив совсем не свойственные братскому народу радикализм и воинственность с берегов Нила. Или откуда-то еще, гораздо западнее? Власть всеми средствами пытается урегулировать конфликт. Прошли переговоры с представителями оппозиции, правда, без большого успеха. Складывается впечатление, что лидеры оппозиции Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок больше не в состоянии влиять на ситуацию, контроль над которой они банально утратили. Их речи уже без особого внимания воспринимаются протестующими. «Майдановцы» вышли на тропу войны с существующей властью и открыто демонстрируют свое неповиновение. Факт ареста более двух десятков наиболее радикально настроенных демонстрантов не только не разрядил обстановку, а вызвал еще более активное неприятие действий силовиков по наведению порядка. В ряды «беркутовцев» пуще прежнего летят камни, бутылки с зажигательной смесью. Те в ответ потчуют противника слезоточивым газом, резиновыми пулями и светошумовыми гранатами.

«Народное вече» уже поспешило объявить своим временным президентом боксера Кличко и начало формировать «народное правительство». Новый «президент» объявил о внеочередных выборах главы государства. И если оппозиция в своих намерениях действительно пойдет дальше, то ей вольно или невольно придется поддержать самое радикальное крыло протестующих, что чревато полной непредсказуемостью дальнейшего развития событий в стране. Ведь майдан — это еще не вся Украина. Безусловно, Галичина, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, предполагается, будут рукоплескать таким изменениям. Но не будем забывать, что Харьков, Одесса, Донецк, Днепропетровск тоже имеют свою точку зрения, которая не нравится оппозиции, однако игнорировать ее нельзя. Но взгляды лидеров больше обращены на Запад, нежели в сторону восходящего солнца.

Попытка действующей власти навести твердой рукой порядок вызывает неоднозначную реакцию в политических офисах ЕС и США. Свое недовольство применяемыми методами утихомиривания радикалов высказали представители некоторых европейских государств, в частности Великобритании, Германиия, Польши. Стало известно, что Посольство США в Украине отозвало визы нескольким украинским гражданам, фамилии которых связывают с применением силы на улице Грушевского. Так и свербит задать наивный вопрос сим господам: что бы делали они сами в подобной обстановке, случись такое у них дома? Ответ очевиден.

Противостояние продолжается. Понятно, что оно не может продолжаться вечно. Развязка, в конце концов, наступит. И только от благоразумия и сдержанности обеих сторон будет зависеть дальнейшее развитие событий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter