Что пройдет, то будет мило...

В прошлое: искренняя ностальгия или мода?
В прошлое: искренняя ностальгия или мода?

Кому-то может показаться, что современный мир — это сплошной гламур и глянцевая культура. Напрасно. По крайней мере у нас попытки копировать «сладкую жизнь» с куршевелями да похождениями Ксюши Собчак довольно тщетные. К счастью! Впрочем, сейчас в воздухе носятся и более свежие тенденции: в моде ностальгия по советскому прошлому.

На прошлой неделе в Минске в один и тот же день было сразу два мероприятия с общим смыслом в названии. В скобках замечу, что устроители упоминаемых «импрез» люди между собой никак не связанные и, вообще, вряд ли подозревают, что провели в Минске одноименные мероприятия. Первое — это концерт во Дворце спорта «Дискотека СССР». Второй сюжет в тему — выставка под названием «Back in USSR: портрет на фоне эпохи» открылась в городской галерее Леонида Щемелева.

Начну с концерта, где мне пришлось пережить редкие по сегодняшним дням минуты «откровения» и культурного шока. На «Дискотеке СССР» я даже почувствовала некоторую свою профнепригодность в вопросах шоу–бизнеса, о котором вот уже почти 10 лет рассказываю читателям на страницах «СБ». В общем, пока я «тащила в газету» всякий гламур — Колдуна, Билана, Мадонну и «Гас–Гас», мимо меня прошло целое поколение людей, которые совсем не интересуются «откровениями с танцпола» Мадонны... Я же, в свою очередь, о существовании такой группы, как «Сладкий сон», признаюсь, тоже не ведала. И теперь мучительно пытаюсь понять, почему так дорог средневозрастным минчанкам Сергей Васюта. Когда он объявил хит «На белом покрывале января», с трибун на танцпол высыпали сотни, тысячи фанаток песни. И танцевали они так самозабвенно, сбрасывая с себя дорогие норковые шубы прямо на пол... Репертуар «Сладкого сна» — это что–то похожее на «Ласковый май», кажется Васюта даже солировал у Андрея Разина. На мой взгляд, группа жутко провинциальная. Тем не менее на концерте был аншлаг, и с 26 по 30 марта бэнд–команда «Дискотеки СССР» объедет с концертами все наши областные центры.

Выходит, спрос на подобную музыку существует и поныне, равно как и на майки с надписью «СССР», «Адидас»... Из прошлого вернулись кеды, спортивные мастерки, крем «Балет», «Мятный» зубной порошок... И даже духи «Красная Москва» снова «прорастают» на прилавках наших промтоварных магазинов — бутиков, как мы пытались модно называть их всего каких–то два года назад. Бесполезно. «Промтовары» — вот модный брэнд. И что удивительно, вместе с дизайном витрин в магазины возвращается и запах из прошлого: мокрого снега, сухой колбасы и половой тряпки... Странно, но по прошлому ностальгируют не только пожилые, но и часть молодежи. Недавно от одного знакомого юноши и его друзей слышала космические домыслы о том, как хорошо было раньше, «квартиры давали»... О том, что на квартиру надо заработать, мои «маленькие» друзья даже и не вспоминают, говорят, взять, мол, все и поделить... Социальный инфантилизм прогрессирует. И поплясать под три аккорда песенки «На белом-белом покрывале января...»

Но обратимся к вернисажу. Супруги–коллекционеры Инна и Александр Радаевы из своей частной коллекции выставили в галерее Щемелева картины советских художников 1930 — 1970–х годов. «Искренняя живопись. Теперь так не пишут», — звучало на открытии. Позвольте усомниться. А цензура выставкомов? Темы картин заранее обсуждались, утверждались — кому это неизвестно? А какие потом были драмы, драки и баталии, когда холсты не принимали на выставки... Значит, художник не покупался, оставался без средств к существованию. Так что «искренность» очень умело оплачивалась. Или не оплачивалась. Другое дело, что талантливых мастеров кисти «заказуха» не портила. Вернее, им хватало сил сопротивляться... Накануне вернисажа по каналу «Лад» я смотрела фильм Бортко «Единожды солгав», где художник в исполнении артиста Беляева пишет в точности такие же портреты, как и представленные на вернисаже. С каким отвращением к самому себе взрослый советский мужчина в сотый раз переписывает эти портреты с суровыми лицами: «Бригадир бурильщиков Братской ГЭС», «Сварщик МТЗ» и «Шахтер Солигорска». Все они за версту «пахнут» конъюнктурой — серийные портреты ударников производства. Но деньги не пахнут: в Европе, да и у нас уже созрела платежеспособная клиентура, готовая за портреты советской эпохи платить огромные деньги. На «Сотбис» цены, говорят, растут как на дрожжах: советское хорошо продается! Сегодня также модным и дальновидным считается коллекционировать советские фарфоровые статуэтки, пластинки, Полные собрания сочинений Ленина, абажуры, монеты, марки... За последние год–два спрос на советский стиль и символику вышел далеко за пределы бывшего СССР. В Париже во время дефиле новых образцов моды ведущий кутюрье известного дома «Живанши» Освальд Боатенг предложил целый набор костюмов, пальто и шуб, словно сошедших со страниц советских журналов 70 — 80–х годов. Завершающим штрихом там служат многочисленные элементы советской символики — вышитые красные звезды с серпом и молотом, армейские кокарды, лампасы, шапки–ушанки. Молодежь в восхищении: с энтузиазмом пришивает пионерские значки на модные байки... Подумать только, а в моем советском детстве шапки–ушанки и любая другая советская одежда вызывали одно только раздражение: нам жутко хотелось импорта... Ну хотя бы джинсов...

Советский стиль, словно недолюбленное дитя, возвращается — и многим это кажется неожиданным. В Минске открыт ретроресторан «Советский», в Москве есть бар «КГБ», ресторан «Белое солнце пустыни». А я скажу: советское не советское, но это наше прошлое. И сегодняшние настроения, скорее всего, это — ностальгия, свойственная всем здоровым людям. Как говорится: «Что пройдет, то будет мило». И слава Богу, что наступило, наконец, время, когда мы без истерии, без психоза принимаем нашу историю, ее порой незатейливые, порой пафосные, но все же дорогие сердцу символы... Здесь, на мой взгляд, главное — без перегибов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter