С 17 по 19 февраля в Мюнхене пройдет ежегодная международная конференция по безопасности

Что после порядка?

С 17 по 19 февраля в Мюнхене пройдет ежегодная международная конференция по безопасности, на которой, вероятно, состоится первая встреча канцлера Германии Ангелы Меркель и вице–президента США Майка Пенса, и Майка Пенса со многими другими людьми, определяющими не только внутреннюю и внешнюю политику своих государств, но и мировой порядок. Накануне конференции по заведенной с 2015 года традиции опубликован доклад о состоянии безопасности в мире, характерно названный «Постправда, пост–Запад, постпорядок?». Авторы утверждают: с мировым порядком большие проблемы. Или, наоборот, никаких проблем: его больше нет. Прошедший 2016–й объявлен годом «отказа от привычного статуса–кво».


Своеобразными символами нового миропорядка стали вот эти корабли. Американский атомный авианосец «Джордж Буш» начал наносить удары по боевикам ИГ в Сирии и Ираке. В России считают, что действия ВМС США стали в том числе ответом на сирийский поход авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».


«Граждане демократических стран все меньше верят в то, что их системы способны достичь позитивного результата и все больше склоняются к национальным решениям и закрытым границам вместо глобализма и открытости. Нелиберальные режимы твердо стоят на ногах и действуют напористо, в то время как желание и способность западных демократий формировать международную повестку дня и защищать основанный на правилах международный порядок идет на спад. США двигаются от защитника международной безопасности в сторону унилитаризма, может быть, даже националистической внешней политики. Стоим ли мы на пороге мира после порядка?» — вопрошают авторы доклада. Похоже, мы уже одной ногой там, в новом тревожном мире.

Хотя, как мне кажется, не стоит одни только Соединенные Штаты обвинять в самоустранении от решения международных проблем: Евросоюз грешит тем же. Самый яркий тому пример — Сирия, и в некотором смысле Украина. ЕС за этими конфликтами больше наблюдает, чем действует. А солидарность проявляет пока только при голосовании за продление антироссийских санкций, которыми, как всем уже очевидно, ни одну из проблем не решить. Но действительно решать и действовать не хватает политической воли. Во многом именно благодаря этому смещается мировой центр силы — с Запада на Восток, в сторону тех стран, которые готовы брать на себя ответственность, принимать решения и действовать. Даже если эти решения находятся в противоречии с либеральными ценностями и привычным миропорядком.

В своей инаугурационной речи Дональд Трамп ни разу не упомянул демократию, свободу и права человека. Мюнхенские аналитики говорят о возникновении «нелиберального Интернационала» и о том, что начинавшие борьбу с истеблишментом популистские партии, войдя в законодательные и исполнительные органы, сами становятся истеблишментом и начинают диктовать правила политической игры. Означает ли это, что Фрэнсис Фукуяма, предрекавший «конец истории», ошибся и что к концу идет не история, а либеральный миропорядок с доминирующей ролью Запада? Организаторы Мюнхенской конференции говорят, что именно так.

Слабая сплоченность Запада, избрание президентом США Дональда Трампа и перераспределение информационных потоков тому виной. Хотя мне все чаще кажется, что и слабая сплоченность Запада, и избрание Дональда Трампа на самом деле — следствие глубинных, происходивших на низовом уровне процессов, которые элиты (политики, истеблишмент) проморгали. Частично, убеждены аналитики, рост популизма можно объяснить экономическим застоем: за 2007 — 2014 гг. зарплаты в индустриальных странах не выросли, а в некоторых странах даже упали. Хотя эта причина актуальна, скорее, для Европы, а вот аналитики из США утверждают: за Трампа голосовали не по экономическим причинам, а «из–за беспокойства о будущем». Страх — чувство зачастую иррациональное, но очень сильное. Кто научится на нем играть, тот если и не будет владеть всем миром, то уж точно научится выигрывать выборы в отдельно взятой стране. Что мы и наблюдаем.

Главная угроза миру, по мнению авторов доклада, — терроризм и группировка «Исламское государство», представители которой проникли в Европу и совершили ряд терактов. Но единой европейской реакции не последовало. Франция, например, ввела режим чрезвычайного положения, а Германия провела антитеррористические операции. Если Европа не сможет выработать единую стратегию борьбы с терроризмом, то и победить в этой борьбе не сможет, уверены авторы доклада.

Мира, к которому мы привыкли и который существовал после Второй мировой войны, больше нет, говорится в Мюнхенском докладе. Но мне кажется, что с этим выводом они запоздали: этот мир начал разрушаться с распадом Советского Союза, «восточного блока» и кровавым разделением Югославии и произошедшей в результате разбалансировкой сил. А сейчас мы пожинаем плоды тех перемен. Мюнхенская конференция по безопасности, по словам ее председателя Вольфганга Ишингера, обещает говорить о проблемах «прямо» и дискутировать «открыто и откровенно». Не уверена, что у них получится. Но я там буду — и вам потом расскажу.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 31 (25166). Среда, 15 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter