Корреспонденты "СБ" задались вопросом о том, чего не хватает нашему футболу?

Что посеешь, то и забьешь

Чемпионат Беларуси по футболу пересек финишную черту и теперь есть время отдышаться и подумать, как жить дальше. Ясно одно: спокойствия не предвидится. Чтобы пережить зиму, многим клубам придется напрячь все силы. Вопросом о том, чего не хватает нашему футболу, задались корреспондент «СБ» Сергей Канашиц и его коллега — журналист «Спортивной панорамы» Руслан Васильев.

Фото  Александра  РУЖЕЧКА

Сергей Канашиц: Прошедший чемпионат оставил странные чувства. Мне вот о чем подумалось: нет в нашем футболе системы. Стержня нет. Хребта. Несущей стены, если угодно. Ведь посмотри, что с чемпионатом Беларуси происходило за последние 10 лет. За этот период количество команд в высшей лиге и схема проведения турнира менялись неоднократно. Было и 16 команд, и 14. Потом перешли на 12, а в первенстве–2012 играло и вовсе нечетное количество клубов — 11. И в два круга пробовали, и в три. Потом решили сделать ход конем: переформатировались на двухэтапную систему с делением на шестерки. Поиграли — надоело. Отмотали все обратно: вернули 14 команд, теперь плавно переползаем к классике — 16. Еще раз замечу, что весь этот хаос случился в довольно короткий промежуток времени — 10 лет. Так о какой стабильности можно вести речь? Вот скажи: разве может человек быстро дойти из точки А в точку Б, если путь его проложен не по прямой, а по замысловатой извилистой? Если он петляет между соснами, идет под гору и с горы, заворачивает в тупик, а потом поворачивает обратно, следует назад, вправо, влево и снова оказывается в начальной точке? Лабиринт Минотавра, а не футбол. Тебе не кажется, что главная беда нашего футбола отнюдь не в низкой посещаемости матчей или слабой результативности, о которых сегодня все и всюду громогласно кричат? Это следствие, а не причины. Причина же в отсутствии четко выработанной стратегии развития. Нет карты маршрута, маяков, мы не знаем, куда плыть и что делать: тыкаемся носом, как слепые котята, двигаемся на ощупь. А в итоге — топчемся на месте.

Руслан Васильев: К сожалению, мы даже не топчемся на месте, а деградируем. Таково мое твердое убеждение. Обрати внимание: даже ты сам смешал два разных понятия. Первое из них — чемпионат страны. Второе — интересы национального футбола. Убежден, что в современных условиях неправильно, да и просто нельзя ставить между ними знак равенства. Что такое чемпионат, если отбросить, хотя бы на минуту, лишнюю лирику «об основе основ»? Всего лишь турнир — не более того. И основой основ он становится лишь тогда, когда чемпионат обретает достаточный класс, чтобы привлекать внимание зрителей и воспитывать игроков приемлемого для международных экзаменов уровня. Понятие «интересы национального футбола» значительно шире и в первую очередь включает в себя заботу о сборных. Так вот, получается следующая картина. Конечно, есть вариант, когда эта забота осуществляется через чемпионат. Но так возможно в странах с развитым футболом и футбольными традициями, как Германия и Испания, Франция и Англия. Где все обеспечено финансами. Но у нас же этого и близко нет! Ни класса, ни традиций обязательно проводить время выходного дня на трибунах, ни инфраструктуры, ни денег! Кое–что утеряно, чего–то не было вовсе, и когда появится, честно говоря, непонятно. Тем не менее все усилия прилагались, чтобы пытаться сделать из чемпионата конфетку. Отсюда и бесконечное реформирование, априори обреченное на провал! А ведь все давным–давно сформулировано. Во–первых, решение проблем может умирать, но сами проблемы всегда живы. Во–вторых, не так страшны сами ошибки, как последующие заблуждения. А ведь ту же задачу поднимать с колен в полный рост главную команду страны можно решать, заходя с другой стороны. А так мы рыли яму, но совсем не в том месте, что надо для закладки фундамента.

С.К.: Я смотрю в таблицу нынешнего первенства и не вижу большой беды, если в ней оставить 8 клубов вместо ожидающихся 16. При нынешнем финансовом положении, кажется, — это явный перебор. Половина команд, уверен, зимой будут яростно бороться за выживание, искать и выбивать бюджеты, судорожно формировать составы, а потом в течение всего сезона снова мучиться, пытаясь вовремя выплатить суммы, прописанные в контрактах. Но при этом — все желают играть в высшей лиге, считать себя профессионалами, чувствовать свою причастность к большому футболу. В амбициях нет ничего плохого, если они подкреплены чем–то существенным. А нет бы организовать детско–юношескую школу, набрать ребятишек, создать условия, нанять профессиональных тренеров, постепенно обрастать мясом, построить стадиончик, зародить традиции и заиметь болельщиков. А потом вместе расти, двигаясь шаг за шагом вперед. Ведь если разобраться, клубов с развитой инфраструктурой в нашем чемпионате — раз–два и обчелся. Зато тех, кто насобирал футболистов, поскребя по сусекам, развел спонсоров на деньги, назвался профессиональным клубом и в путь, хватает. Глупо винить «Ислочь» и «Городею» в том, что они вышли в высшую лигу — заслужили по спортивному принципу! Но! Я понимаю, что в «Городее», например, трудно сформировать команду из своих доморощенных футболистов — это утопия, там нет для этого никаких условий. Поэтому вся бригада — гастрольная. Ну так, может, не стоит и огород городить? Неужели нет других способов как–то разнообразить спортивную и культурную жизнь маленького поселка, сделав ее чуть слаще благодаря успехам местного сахарного комбината? Почему футбол? Ведь ФК «Городея», при всем уважении к этой команде и инициативности ее спонсоров, никогда не сможет выйти из рамок провинциального клуба. Создайте лучше свою команду по керлингу — и завоевывайте мир! Развивайте регби, борьбу — станьте законодателями моды в чем–то своем, проявите оригинальность, заявите о себе!

Р.В.: Про керлинг — очень правильно! Но все же о футболе. Знаешь, для меня как болельщика и журналиста совсем уже не важно, сколько клубов будет в высшей лиге. Восемь, десять или шестнадцать. Надоело и бессмысленно. Все потому, что качественного продукта отечественный чемпионат не дает. И давать не сможет, ибо кризисные синдромы еще более усугубляются. Так какая разница, какова средняя температура по больнице?! Еще раз повторю свой основной тезис: насущной задачей должен являться институт национальных команд! Это нам гораздо более по силам, чем суматошная кутерьма в попытках соответствовать хотя бы чемпионатам Польши или России. Хотя бы математически. Почувствуй разницу: одно дело тащить 16 клубов, другое — быть озабоченным выходом на хороший уровень 6 — 8 игроков из каждого поколения. А если уж говорить о реформировании чемпионата, то я бы отдал почти все на волю волн законам рынка. Как там говорят либеральные экономисты: «Рынок все сам отрегулирует». Вот и пускай регулирует, а контроль над процессом надо привести к следующему знаменателю, который в большой чести, например, у североевропейских стран. Вот каково твое мнение об исландском чемпионате? Правильно: совсем худосочный турнирчик. А как ныне играет сборная страны гейзеров, ставшая главной сенсацией отборочного турнира ЕВРО–2016? А как раньше появилась из небытия великая в 1980 — 90–х годах прошлого века датская сборная? Или шведская? Или норвежская? Все просто: там уделяли внимание воспитанию резерва, сопровождению молодых талантов и контролю их будущности. То есть все то, о чем мы говорим. В северной Европе в футболе принципиально иначе расставлены приоритеты. Дети и любители — это главное. Проблемы клубов — иная ипостась. Полупрофессиональный статус. Пять–шесть игроков на полноценных контрактах, которые позволяют не заниматься ничем иным, кроме любимой игры. Другие совмещают футбол с работой, над чем мы привыкли смеяться, что совершенно неправильно. Наконец, молодежь на специальных стипендиях и с двумя задачами. Минимальная — войти в круг профессионалов. Максимальная — заключить контракт за рубежом. Разумеется, в белорусских реалиях это будет приниматься в штыки. Но — привыкнут! Ведь ничего другого нам, скорее всего, не дано. Нефтяных и газовых месторождений а–ля Катар, чтобы еще и добывать было легко, у нас не предвидится. А с футбольным эльдорадо пора решительно заканчивать!

С.К.: Во всей этой кутерьме мне совершенно непонятна еще одна деталь: без работы сидят специалисты, опыт и мастерство которых могли бы реально помочь нашему футболу во всех так и не выбранных им направлениях: и в повышении уровня чемпионата, и в создании системы развития, и в подготовке наиболее одаренных юношей. Просто навскидку: Анатолий Байдачный, Георгий Кондратьев, Владимир Журавель, Олег Кубарев, Владимир Курнев, Анатолий Юревич, Леонид Кучук, Сергей Боровский, Людас Румбутис... Мне кажется, все они могут, способны и хотят делиться опытом и приносить реальную пользу нашему футболу. Но, увы, остались за бортом.

Р.В.: Я ведь почему использовал термин «эльдорадо»? Потому что у нас работает такая система, что в футболе порой превалируют совсем не футбольные интересы. Денег априори немного, но их еще и используют недостаточно эффективно. Или эффективно, но не для клубов и футбола. А представь, что будет, если пригласить на реальную работу того же Эдуарда Малофеева?! Это же фанатик футбола, тогда как в рамках игры номер один у нас привыкли больше решать свои частные задачи, чем думать о прогрессе. Или Байдачного. Как–то один из корифеев, получив–таки ангажемент в белорусском клубе, столкнулся с такой ситуацией. Тренер в межсезонье нашел двух–трех игроков — молодых и совершенно бесплатных. Но руководство клуба ему предложило свои кандидатуры. Произошел просмотр: то на то — не лучше, но и не хуже. Однако за них надо платить. Наивный тренер сказал: «Значит, берем моих бесплатных!» Ему в ответ: «Да ты что, любезный! Только тех, за кого надо платить!» Еще и подмигнули. Вот и все «подкаты». А футбол должен перестать стать кормушкой для посредственностей. Пусть будет «рискованным спортивным земледелием». Но, во–первых, риск — благородное дело. Во–вторых, если уж ты выиграл в своем риске, то будешь в шоколаде. В–третьих, надо уйти в отношении футбола от термина «работа», вернув ему истинное значение — удовольствие. И только потом работа.

С.К.: Тогда и болельщики скажут: «На футбол? С удовольствием!»

Советская Белоруссия № 219 (24849). Четверг, 12 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter