Что посеем?

Школьники из Телехан собрали богатейшую в стране коллекцию образцов... фасоли
Школьники из Телехан собрали богатейшую в стране коллекцию образцов... фасоли

Не успела познакомиться с ученым–агрономом из поселка Телеханы Ивацевичского района Леонидом Житеневым, как сразу задалась вопросами, о которых раньше и не задумывалась. И правда, почему мы так трепетно относимся к глиняным горшкам и ткацким станкам? Почему коллекционируем фартуки, рушники, а не сорта пшеницы? Или взять, например, ту же фасоль. Почему никто не причисляет ее к культурному наследию белорусского народа?

Необычную роль для этой зернобобовой культуры Житенев придумал сам. Он считает, что без нее наше историческое и национальное наследие было бы неполным. И никто не убедит Леонида Алексеевича в обратном. Уже 10 лет ученый вместе со своими воспитанниками из научного общества Телеханского детского дома творчества собирает образцы фасоли во всех деревнях Брестчины и граничащих с ней районах Гомельской, Минской и Гродненской областей.

— В 1995 году ездил в Питер, в Институт растениеводства. До этого собирал только образцы пшеницы — у нас их теперь более тысячи. Фасолью тогда не интересовался, — вспоминает Житенев (согласитесь, фамилия у него говорящая. — В.К.). — Один из специалистов российского института у меня спросил, мол, есть ли в Беларуси что–нибудь интересное по части зернобобовых. Я не знал, что ответить, но к совету «покопать» в этой области прислушался.

Прошло время, и теперь в петербургском институте есть образец, найденный воспитанниками Житенева. А к нему уникальные семена попали с деревенских огородов деревни Мохро Ивановского района. Такой фасолью только любоваться: одна половина — белая, вторая — бордово–красная. Леонид Алексеевич заверяет, что фасоль к тому же очень вкусная. Можно готовить даже недозревшую, отваривая, как любимую нынче многими спаржевую.

Сегодня «мохровские» семена — самые ценные в коллекции юных телеханских ученых. А вообще, они собрали около 960 образцов. Житенев ведет меня в кабинет, пропахший засушенными травками (впору сеансы ароматерапии проводить). Достает коробки с пробирками. Белой фасолью нас не удивишь. Ели мы и рябую, и черную... Но в коллекции столько других цветов, что глаза разбегаются. А сколько оттенков! Отличаются «цветные камушки» и по форме: один — мелкий, почти как горох, другой — приплюснутый, третий — похож на бобы. Прежде чем закупорить образцы в пробирку, фасоль промораживают, чтобы уничтожить всяких червячков–жучков или их личинки.

Семена могут храниться годами, но Житенев понимает: нужно держать их в «рабочем» состоянии, потому что всхожесть сохраняется до 6 лет. Потом это уже мертвый материал, который только для пробирок и годится. У Дома детского творчества есть опытный участок, где большая грядка отведена семейству бобовых. Нынешней весной огород изрядно подмочило. И в мой приезд там стояла вода.

Сегодня в Телеханах есть все образцы, которые можно было найти в Беларуси к концу XX века. Агроном уверен: если бы 10 лет назад не начали собирать коллекцию, сейчас о таком разнообразии осталось бы лишь мечтать.

— По телевизору крутят очень много рекламных роликов про исчезающие виды животных, про дикую природу, а о том, что культурная флора погибает бесследно, — ни одного. Фасоль — единственное растение, которое к концу прошлого века осталось в таком же огромнейшем разнообразии, что и много лет назад. Но старики умирают. А ведь именно они являются хранителями всех культурных ценностей, в том числе и сортов растений, которые выращивали наши предки, — считает ученый.

Фасоль, по его мнению, может рассказать о регионе не меньше, чем те же рушники. Например, темносеменную любили небогатые люди. Почему? Эта фасоль холодоустойчивая и урожай легче было сохранить. Белая — более капризная. Эти сорта предпочитали те, кто побогаче, кто мог смириться с потерей урожая из–за заморозков...

Чем еще фасоль связана с культурой? Семена могут быть интересны для людей творческих. «Посмотрите на богатство цветов, оттенков и рисунков — ни у какого другого растения такого разнообразия нет. Флористы могут сложить самые удивительные картинки», — про свою любимицу мой новый знакомый готов говорить и говорить.

А вначале мне показалось, что Житенев не рад нежданному визиту. Сказал, не будет, мол, никакой пользы от статьи. «Ну напишете — прочитают, — рассуждал руководитель научного общества. — А дальше что?» Спросила о проблемах. Пожаловался, что с отоплением в кабинете неважно, огород заливает — участок бы получше. Нет цветного принтера, который нужен для оформления детских работ... «Уйду на пенсию — все погибнет, — вздыхал Житенев. Потом добавил: — Вы же только не напишите, что завтра эти образцы появятся на полях страны. Не появятся! Фасоль — культура малотехнологичная, она непривлекательна для сельхозпредприятий».

С отоплением и принтером я не помогу. Агроном прав. Но неужели никому его дело не интересно? Не может такого быть! Тем более что есть у Житенева последователи, такие же, как и он, влюбленные в фасоль фанаты. В области по научным изысканиям ученики Леонида Алексеевича занимают только первые места. И в стране — в числе лучших. Вот и в этом году на республиканской конференции школьных научных обществ в разделе по многоцветковой фасоли его воспитанник Саша Лялик занял первое место. Саша ездит заниматься из деревни Вулька Телеханская на велосипеде. Причем в любую погоду. Занятия не пропускает. И другим детям интересно. Среди взрослых у Леонида Алексеевича тоже есть помощники. Они приходят за семенами, чтобы выращивать фасоль на своих огородах.

Несмотря на опасения относительно судьбы коллекции, судьбы руководимого им научного общества учащихся и даже судьбы огорода, который каждый год заливает и который, говорит агроном, могут отнять, Житенев все же не пессимист. Хотя бы потому, что верит: придут времена и фасоль вернет свои позиции в белорусской кухне. «Я дождусь этого. Ежегодно человек должен съедать 4,5 — 5 килограммов фасоли. В ней много полезных веществ, она нужна для предупреждения онкологических заболеваний, хороша для приготовления постных блюд». Телеханский ученый советует всем нам заглянуть в кулинарные книги. Там столько рецептов!

Жаль только, что на наших рынках выбор небогатый — все больше спаржевая да белая...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter