Одно из гомельских кладбищ станет историко-мемориальным местом погребения

Что помнят старые погосты

Прокуратура Гомельской области инициировала признание Новобелицкого кладбища в Гомеле историко-мемориальным местом погребения. Один из старейших городских погостов может стать не только объектом памяти, но и туристическим маршрутом. Сюда уже водят экскурсии. Более того, обследованы будут все известные места захоронений региона, чтобы определить их территорию и статус. Среди старинных могил по заросшим тропинкам прошелся и наш корреспондент.

Историк Евгений Маликов у могилы бывшего мэра Гомеля.
Дорожка петляет между могилами и крестами, а потом теряется среди сломанных оград, разрушенных памятников и толстых стволов деревьев. Новобелицкое кладбище — одно из старейших в Гомеле, здесь сохранились захоронения еще XIX века. Мой экскурсовод историк Евгений Маликов ведет меня к первой точке маршрута:

— Вот этот обелиск — могила Адольфа Крушевского. Во второй половине позапрошлого века он был в Гомеле городским головой — мэром. Он же — предводитель дворянства Могилевской губернии. Охотничий домик, ныне музей города Гомеля, в те годы принадлежал их семье. Здесь немало подобных плит — с удивительными историями. Однако, как видите, кладбище запущено, дорожек фактически нет, старинные ограды и различные металлические элементы памятников расхищают собиратели металлолома. Если фасад кладбища поддерживается в нормальном состоянии, то внутри порядок наводят в основном энтузиасты. Например, я со студентами устраиваю такие субботники. Это ведь важно, чтобы не исчезли могилы, например, героев Первой мировой.

Здесь действительно неживая история с живым прошлым. На этом кладбище покоятся Болеслав Деренговский — знаменитый фотограф дореволюционного Гомеля, Онисим Щекудов — автор известного плана города 1910 года, Владимир Короткевич — гомельский режиссер, заслуженный деятель искусств Беларуси. Там же погребены представители шляхетских фамилий, военнослужащие русской армии периода Первой мировой войны, военные летчики 1920–х годов. Здесь сохранилась католическая часовня, а многие надгробия и кресты представляют собой произведения искусства дореволюционных и советских мастеров. Экскурсии по этим тропинкам среди замшелых обелисков становятся очень популярными, дополняет Евгений Маликов:

Старое Новобелицкое кладбище.

— Мы часто ориентируемся на зарубежных туристов — вот приедут, посмотрят новые здания... А тем временем, самый главный и массовый турист — внутренний. В последние годы я как историк ощущаю большую тягу у людей к местной истории. Хотят глубже копнуть, узнать свои корни. Старинные кладбища — это огромная информация, которой иногда даже нет в музеях. Здесь бюст заслуженного врача, там инженера, рядом картографа, по соседству офицера. Они — чьи–то предки, они создавали город. И это мы только на одном кладбище нашли, а сколько их по области? И за каждым крестом — история, возможно, даже очень интересная. У нас не так много исторических объектов, поэтому у 100 — 150–летних захоронений есть все шансы встать в этот ряд.

Только в областном центре старых закрытых кладбищ — 6. Но есть еще места древних погостов, которые до середины ХХ века не были снесены. Сейчас от них остались только людская память, письменные данные и редкие находки во время земляных работ. Например, во дворе общежития № 1 ГГУ им. Ф.Скорины выкапывают черные обелиски с еврейских захоронений. В микрорайоне Монастырек памятники дореволюционным почетным гражданам города соседствуют с заборами частных подворий. В советское время кладбища часто сносили при строительстве новых микрорайонов. Сегодня законодательство более жесткое. Нельзя строить дома на костях, говорит старший помощник прокурора Гомельской области Ирина Хиженок:

— Прокуратура области проводит проверку всех известных захоронений региона. Одна из задач — установить их четкие границы. Чтобы не возникало неприятных ситуаций во время строительства. Здесь надо говорить не только о закрытых кладбищах, но и местах, где производились расстрелы во время репрессий 1930–х годов и Великой Отечественной войны. В ходе проверки соблюдения законодательства об организации и функционировании мест погребения в областном центре установлен ряд объектов, представляющих собой культурное наследие национальных, религиозных или этнических групп, проживающих или проживавших ранее на территории Беларуси. Мы инициировали и будем инициировать придание этим объектам статуса историко–мемориального места погребения. Надеемся, что это позволит изменить к ним отношение и даст возможность изыскивать бюджетные средства на дополнительный уход.

Работа по исследованию местных кладбищ, можно сказать, в самом начале. Новобелицкое — только первая точка. На очереди у гомельских краеведов — Прудковское. Там тоже немало могил с особой историей. Возможно, по итогам исследований будет создана интернет–база старинных захоронений. Чтобы уверенно смотреть в будущее, необходимо помнить и знать свое прошлое.

galkovsky@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter