Находками каменного века завершились в Беловежской пуще первые белорусско-польские археологические раскопки

Что помнит старый лес

Впервые в истории Беловежской пущи наши археологи работали рука об руку с польскими коллегами. В октябре — разведка, в ноябре — раскопки. Ждали сенсаций. Однако в результате у исследователей появилось еще больше вопросов. Значит, будет продолжение в следующем году. Проект «Беловежская пуща — общее наследие» реализуется ГПУ «НП «Беловежская пуща», Институтом истории Национальной академии наук и Институтом археологии и этнологии Польской академии наук. В перспективах не только раскопки. Еще — совместные архивные, библиографические и музейные исследования, результаты которых будут озвучены на научных конференциях, симпозиумах и семинарах.


Нога археолога в пуще, конечно же, ступала. Потому известно, что на этой территории жили племена ятвягов, основными занятиями которых были охота и рыболовство. Сохранилось множество курганов, камней–валунов, стоянок. Во время раскопок, активность в проведении которых наши археологи проявляют с 2008 года (подготовка к мероприятиям по 600–летию празднования начала охраны пущи), найдено немало артефактов.


Для белорусско–польских исследований в урочище Язвинка выбрали курганоподобную насыпь, такие в народе называют «капцы» или «шведскiя могiлкi». В большинстве случаев данные объекты являются курганами X — XIII веков. Планировалось, что и выбранная насыпь — курган. Желая стать свидетельницей сенсации, отправилась туда и я. Но, увы, работа археолога — это кропотливый труд. Какими же надо быть влюбленными в свою профессию, чтобы, как Дариуш Краснодембский и Ягода Мизэрка, каждый день (дважды — к нам и обратно) проходить пограничный и таможенный контроль, пусть и в упрощенном пункте пропуска «Переров–Беловежа». Или как наши археологи Олег Ткачев и Светлана Велент–Щербач, которые взяли отпуска, поселились у сотрудников нацпарка и продолжали копать.

Олег Ткачев, к слову, впервые участвовал в исследованиях в пуще студентом — в 2007 году. С 2010 года сам ведет раскопки. Поинтересовалась, что же больше всего запомнилось, какой находкой он может гордиться. Вспомнил, как на стоянке, где строится археологический скансен, нашел фрагмент украшения из бронзы — то ли шпилька, то ли подвеска. Подобные украшения датируются вторым тысячелетием до нашей эры — V веком нашей эры. Еще одна необычная находка — «клад» нуклеусов. Нашли скопление ядрищ для производства каменных орудий в 2015 году, рядом — каменный отбойник. Это было место мастера, которое потом природа затопила водой и сохранила до наших дней. Период: поздний мезолит — начало неолита. В нынешнем году на поселении Каменюки–17 нашли, возможно, погребение эпохи неолита. Первое проникновение индоевропейских племен на современную территорию Беларуси. Часть углей отдана на экспертизу для установления датировки. К слову, эту работу взял на себя Дариуш Краснодембский. Экспертизу проведут в Кракове.

Поинтересовалась мнением о работе с белорусскими коллегами у Дариуша. Он 14 лет копает в Польше, там пуща другая — больше ельника, другой рельеф и соответственно другая археологическая культура. Понятно, ему хотелось открытий, ему хотелось Средневековья, а тут — каменный век. Сейчас нашли 39 кремниевых артефактов каменного века. Не выявлено никаких материалов, которые бы датировались эпохой Средневековья. К сожалению, никаких орудий труда, инвентаря, по которым можно было бы более точно определить эпоху, культуру, в кургане не было. Откуда нуклеусы, скребки и отщепы? Рабочая гипотеза: это — заготовки наконечников, сделанные на стоянке первобытным охотником.

Научный сотрудник Национального парка «Беловежская пуща» Руслан Книга, участвовавший в раскопках, пообещал, что все артефакты будут сохранены. Если не в музее природы, так в археологическом скансене, который скоро появится в Беловежской пуще.


К слову, в пуще во время осенней белорусско–польской экспедиции были описаны и зафиксированы более 50 курганов, в том числе ранее неизвестных. В их сохранности сомневаться не стоит. Однако, несмотря на Кодекс о культуре, где более четко определены моменты, связанные с сохранением археологического наследия, вандалы — это не только «черные копатели». В прокуратуре Брестской области сообщили, что сейчас проходит проверка по факту частичного разрушения открытого в 1991 году поселения каменного и железного веков в Каменецком районе. На живописном берегу Лесной около деревни Шишово в одни из ноябрьских выходных была замечена техника местного хозяйства. В добыче песка на территории древнего поселения руководство не признается. Но кто–то же давал указание там копать...

valentinak3@mail.ru

Фото Олега ТКАЧЕВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter