Мы отнесли в лабораторию грибы, купленные возле трассы и на подходе к рынку

Что под шляпкой у лисички?

Теплые грозовые ливни, на которые так расщедрилось нынешнее лето, сделали свое дело. Мох в лесу будто усыпан лукавыми рыжими шляпками лисичек, страницы в соцсетях пестрят фотографиями трофеев тихой охоты, а ноги сами останавливаются перед импровизированными прилавками, уставленными стаканчиками, стаканищами, ведерками и ведрами с оранжевыми грибами. Головой понимаешь: лучше не покупать непроверенные грибы возле трасс и на подходах к рынку, но руки уже проворно шарят в сумке, отыскивая кошелек в предвкушении ароматного супчика или лисичек в сметане. Насколько велика вероятность с рук приобрести грибы с повышенным содержанием радионуклидов, проверила корреспондент «Р»


Разными путями из разных районов

Бойкая девица у станции метро «Уручье» вместе с черешней, клубникой и абрикосами предлагает заметно подсохшие лисички. Цена, тем не менее, кусачая: 20 рублей за килограмм. Интересуюсь, есть ли документы, подтверждающие безопасность грибов.

— Конечно, есть, — неуверенно отвечает девушка. — Только они у хозяйки… Откуда грибы? Из Брестской области, вроде Дрогичинский район.

Возле крупного торгового центра во Фрунзенском районе Минска худощавый мужчина уговаривает взять грибочки по 6 рублей за литр. Лисички свеженькие, крепенькие, ароматные. О документах, понятное дело, спрашивать не стоит, интересуюсь, где собраны.

Нынешнее лето выдалось щедрым на лисички.

— Под Осиповичами! — охотно делится дяденька информацией о грибных местах.

Что ж, леса на стыке Минской и Могилевской областей огромные, а пятен радиоактивного загрязнения там не припомню. Надо брать!

На подходах к Комаровскому рынку расположилась целая когорта бабушек, предлагающих лисички. Выбираю самые симпатичные и вновь интересуюсь документами.

— Доченька, они же в Налибокской пуще собраны! — слегка обижается пожилая продавщица. — Свеженькие, еще сегодня утром на своих ножках стояли…

Что ж, это аргумент!

У деревни Дукора, что стоит на трассе Минск — Гомель в 40 километрах от столицы, круглый год предлагают дары сада, огорода и леса. Сейчас там даже появилась большая табличка «Грибы лисички», чтоб уж точно не возникло сомнений по поводу содержимого банок и ведер. На вопрос, где собраны, женщина неопределенно поводит рукой вокруг:

— Да здесь же, рядышком! Берите, хорошие грибы!

Из однородной партии грибов отбирается представительная проба.

При виде мха и хвои, кое-где налипших на шляпки, охотничий инстинкт берет верх и в шестом часу вечера за шиворот вытаскивает меня в ближайший лес. А там!.. Есть полянки, где ступить боязно, так густо усыпан мох оранжевыми капельками грибных шляпок. Одно плохо: они совсем еще крошечные, не больше булавочной головки или ногтя на мизинце. Эти брать не буду, пусть подрастают на радость или мне через несколько дней, или другим людям. Тем не менее набрать литра три грибов покрупнее до темноты успеваю. Из грибного досье: достались бесплатно, документов нет, родом из Минского района.

О чем расскажет пюре из лисичек

Проверить грибы на содержание радионуклидов в Минске можно в нескольких лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы. Наверное, самая популярная расположена на Комаровском рынке. С раннего утра реализаторы грибной, ягодной, овощной продукции выстраиваются в очередь за вожделенными справками о безопасности своего товара. Иначе места на рынке для них не найдется. Частные лица за подобными исследованиями обращаются гораздо реже. Ведь для того чтобы проверить грибы на содержание цезия, их необходимо не меньше килограмма, а после проверки измельченные в труху лисички не вернут.

Перед отправлением в радиометр проба взвешивается.

— Мы осматриваем предоставленную партию, оценивая при этом вид, свежесть, запах грибов. Если партия однородная, из разных емкостей точечно отбирают грибы, перемешивают, и оттуда отбирается представительная проба, — описывает процесс Екатерина Дубиковская, заведующая лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы № 4 ГУ «Мингорветстанция». — Грибы измельчаются блендером — не в кашу, но близкое по консистенции состояние. Чтобы заполнить емкость, которая последует затем в радиометр, потребуется от 700 граммов до килограмма грибов в зависимости от их сочности. Давайте сюда свои лисички…

Мои маленькие партии, само собой, разнородные: грибы из Брестской, Могилевской и разных регионов Минской области. Значит, придется делать пять проб. Не скрою, отдавая собственноручно собранные лисички, рука дрогнула…

Лисички измельчаются блендером.

Допустимый уровень содержания радионуклидов в свежих грибах — 370 беккерелей на килограмм. Часто ли встречаются превышения? Сотрудники лаборатории заверяют, что не слишком. Хотя буквально на днях они были вынуждены изъять и отправить на утилизацию 40-килограммовую партию лисичек, содержание цезия в которых достигало аж 600 беккерелей на килограмм. По словам хозяина партии, приехали они из Брестской области. Я слегка напрягаюсь.

Одна за другой емкости с моими «партиями» следуют на весы, затем помещаются в аппараты. Минимальное время пребывания в них 600 секунд, то есть 10 минут. С интересом смотрю, как скачут цифры на мониторе датчика.

Радиометр определяет содержание цезия в грибах за 10 минут.

— Если ваши грибы вызовут сомнения, сделаем пять замеров одной пробы, — преду­преждают меня. — Затем рассчитывается среднее значение, неопределенность измерения, — так выводится заключительный результат.

За датчиком, который показывает содержание цезия в моих грибах, привезенных из Брестской области, слежу с особенным интересом. Но через 10 минут на мониторе появляется цифра 45 — грибы чистые. Еще меньше цезия задержалось в лисичках, собранных в Осиповичском районе, — что-то около 40 Бк/кг. Не подвела и бабушка из Налибокской пущи, ее лисички прошли испытание на 51 Бк/кг. А вот «подминсковые» грибы набрали чуть больше. Впрочем, это еще не сделало их непригодными для употребления. Проверив собранные мной в Минском районе грибы, радиометр выдал результат в 81 Бк/кг, а приобретенные в Пуховичском районе — 74.



Кстати, само по себе радиологическое исследование продукции в лаборатории бесплатное, так что нанесет ущерб в один килограмм грибной корзинке, но не кошельку. А вот отбор пробы для партии до 10 килограммов стоит 1 рубль 20 копеек, до 50 — 2,9 рубля. В 3,6 рубля обойдется составление протокола испытаний. В общем, если сойду на дальней станции и наберу для заготовки на зиму килограммов двадцать грибов, наведаюсь в лабораторию еще разок — на всякий случай.

nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter