Что по вкусу нашим малюткам?

В  то  время  как  белорусские производители  детского  питания  сетуют  на  снижение  спроса  на  отечественном  рынке,  импортеры отмечают  рост  продаж  в  premium-сегменте

В  то  время  как  белорусские производители  детского  питания  сетуют  на  снижение  спроса  на  отечественном  рынке,  импортеры отмечают  рост  продаж  в  premium-сегменте

Белорусский рынок детского питания не очень емкий — потенциальными   потребителями являются около 90 тысяч детей. Накормить их плодоовощными смесями готовы три отечественных производителя — Клецкий и Витебский консервные заводы и Малоритский консервно-овощесушильный комбинат (торговая марка «Топтыжка»). В сегментах мясных консервов и сухих молочных смесей и вовсе по одному предприятию — ОАО «Оршанский мясокомбинат» и волковысское ОАО «Беллакт». Сегодня белорусские производители закрывают на рынке нижнюю ценовую нишу и частично среднюю, в которой достаточно вольготно чувствуют себя российские и украинские производители. Это, в частности, ОАО «Лебедянский» (торговая марка «ФрутоНяня»), ОАО «Вимм Билль Данн», «АПК Придонье» («Спелёнок») и др. Самая дорогая продукция — у западных компаний, продвигающих свою продукцию под торговыми марками «Хипп», «Сэмпер», «Нестле», «Фризлэнд», «Гербер», «Хумана», «Хаме» и др. Общий объем импорта оценивается примерно в 1 миллион долларов ежемесячно. 

Некоторые эксперты задаются вопросом: стоит ли белорусам тягаться с такими «тяжеловесами»? В Литве, например, и вовсе не производят детское питание, а импортные поставки организованы по принципу: один производитель — один эксклюзивный поставщик. Впрочем, несмотря на небольшую емкость рынка, трудно отрицать его социальную значимость. Да и производственными мощностями, доставшимися в наследство с советских времен, необходимо как-то распорядиться. Пока, судя по оценкам экспертов и потребителей, это не совсем удается. Ситуацию усугубляют износ используемого оборудования, сложности с сырьем и упаковочным материалом, практически полное отсутствие у большинства предприятий четкой маркетинговой стратегии, брендов и товаропроводящей сети за рубежом. 

«Наше питание очень качественное, — говорит главный технолог отдела концерна «Белгоспище­пром» Зоя Пересятник. — У потребителей часто возникают вопросы по содержанию сахара. Иностранные производители не всегда указывают его в составе продукта, а мы обязаны это делать». Сегодня отечественные производители плодоовощных консервов могут предложить потребителю более 200 видов продукции, в основном изготовленной из местного сырья. В составы также вводятся и закупаемые на мировых товарных рынках фрукты: персики, абрикосы, а также манго и другие тропические изыски. Отрадно, что на прилавках белорусских магазинов уже можно увидеть отечественное питание в современной таре — стеклянных банках твист-офф объемом 0,25 л. Однако у потребителей более популярен объем 0,19 л — как раз хватает на одно кормление ребенка. Торговые организации постоянно информируют об этом производителей. Вопрос упирается в тару. ЗАО «Стеклозавод «Елизово» только готовится к выпуску баночек такого «калибра». В чем выигрывают отечественные производители, так это в цене. Например, отечественные сухие молочные смеси в несколько раз дешевле импортных, а плодоовощные консервы — на 60—70 %. Обратная сторона «доступности» — низкая рентабельность реализации, что не позволяет предприятиям эффективно развиваться. Так, в январе—мае этого года детское питание Малоритского консервно-овощесушильного комбината продавалось с рентабельностью 3—4 %, Клецкого консервного завода — около 8 %. Для трех производителей детских консервов внутренний рынок очень тесен, говорят специалисты отдела маркетинга Малоритского консервно-овощесушильного комбината, да и с экспортом все не так благополучно, как хотелось бы. Из 1 миллиона 434 тысяч условных банок консервов (1 условная банка — 400 г), реализованных предприятием за 5 месяцев этого года, только 279 тысяч нашли своего потребителя за рубежом. Это около 20 % от общих продаж. Что касается Клецкого консервного завода, то экспорт по всем видам произведенной продукции за январь—апрель составил всего лишь 29 тысяч долларов. Это при том, что на складах пылится баночек с детским питанием на 1 миллиард рублей. Мощности на этих двух предприятиях загружены на 70 % и 45 % соответственно. 

Проблему загрузки производственных мощностей можно решить посредством привлечения заказов других фирм, в том числе иностранных. По некоторым сведениям, еще в 1990-е годы о желании разместить в Беларуси свое производство заявляла компания «HIPP», но она так и не нашла здесь места под солнцем. Сейчас подобные прецеденты единичны. Так, в Клецке еще года полтора назад производили консервы для российской компании под торговой маркой «Бабушкино лукошко» (сейчас россияне открыли завод на своей территории), до недавних пор в Малорите выполняли заказ для украинской «Крохи». По некоторым сведениям, около года назад велись переговоры с Оршанским мясокомбинатом о производстве мясных консервов «Беби», но продолжения они так и не получили. 

Сегодня наша страна «окольцована» заводами, расположенными на территории соседних России и Украины. Частный капитал этих стран охотно и в большом количестве инвестируют в модернизацию старых и строительство новых производств. Кстати, российский товар отличается не столько высоким качеством (белорусская продукция вполне может с ним поспорить), сколько агрессивностью продвижения на рынке. 

Возможно, инвестиционных партнеров можно найти и внутри страны… Например, белорусское УП «Этрэй» под собственной торговой маркой «Фруктик» размещает в Чехии заказы на производство фруктового пюре. «Мы бы с удовольствием работали с белорусскими производителями, — поясняет директор предприятия Дмитрий Лепетило. — Но нет уверенности, что нам предложат аналогичные условия (по рецептурам, линейке и упаковке), да и открытости со стороны наших предприятий не наблюдается». Некоторый оптимизм внушает перспектива производства на консервных заводах продукции под маркой «Беллакт». Этот вопрос сейчас активно обсуждается всеми заинтересованными сторонами при посредничестве отраслевого концерна. Предполагается, что налаженный волковысским предприятием сбыт на зарубежных рынках продвинет туда и отечественные плодоовощные консервы. Кстати, российские аналитики считают ОАО «Беллакт» одним из серьезных конкурентов на своей территории. 

Сегодня ситуация на консервных заводах Беларуси складывается по-разному. Так, в Малорите утверждают, что продают все, что производят. В Клецке еще недавно отмечали снижение продаж, здесь попытались изменить ситуацию: активизировали участие в выставках, провели бесплатные дегустации в магазинах, наладили прямые поставки в торговые организации, и в мае, например, продажи выросли почти в 1,7 раза по отношению к прежним среднемесячным показателям. Словом, потеснить конкурентов на собственном рынке вполне возможно. 

Стоит ли нашим заводам в нынешней ситуации претендовать на premium-сегмент, пусть и динамично растущий? Модернизация и техперевооружение производств, современные и постоянно обновляемые рецептуры, разнообразная линейка продуктов, продвижение торговых марок, эффективный маркетинг — все это требует огромных средств. А прибыль на внутреннем рынке, как известно, невысока. Многие эксперты сходятся во мнении, что гораздо перспективнее наладить эффективный сбыт за рубежом, проведя небольшие корректировки производственной и маркетинговой политики. 

Перебоев с поставками детского питания в Беларуси практически нет. На внутреннем рынке представлен широкий ассортимент продукции — сухих молочных смесей, плодоовощных и мясных консервов, соков. А вот где действительно могут развернуться отечественные предприятия, так это в сегменте скоропортящихся кисло-молочных продуктов, которые по объективным причинам из-за рубежа не поставляются. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter