Источник: Знамя юности
Знамя юности

Сдают волосы и полют грядки: как молодые гомельчане добывают карманные деньги

Что по карману?

Самостоятельного дохода у них пока нет, а модные кроссовки, наушники и газировку никто не отменял. Без еды и одежды родители, конечно, не оставят, но свой собственный рубль иметь хочется каждому. Тем более психологи говорят, что карманные деньги в разумных количествах с детства учат тратить, копить и принимать финансовые решения. Мы прошлись по гомельским улицам и поинтересовались, откуда у подростков монеты и на что ребята их тратят.

Моем посуду и хорошо учимся 

У родителей 14-летнего Артема Скарговского правило твердое: хочешь купить что-то серьезное – вложись.


– Недавно у меня появился новый велосипед, – рассказывает Артем, – частично оплачен и мной, из своих накоплений я отдал около 500 рублей. Бывает и бартер. Я захотел ручку для пенспиннинга (это такой вид искусства, когда красиво крутишь пальцами предметы для письма) – месяц мыл посуду и вытирал пыль.


Основной источник пополнения копилки – подарки на праздники от родственников и деньги от родителей, делится парень:

– Раньше давали за хорошие оценки. Была даже своя такса: за десятку – 15 рублей, за девятку – 10. Но потом от этой схемы я отказался, так как за плохие оценки лишали интернета или гулять не отпускали. Перешли на помощь по дому. Тут ставки какой-то нет, зависит от моих усилий и настроения родителей. Помоешь неделю посуду, можно и двадцатку в карман положить. В прошлом году подрабатывал у тети, несколько дней полол грядки – получил 60 рублей. 

Десятиклассница Настя Моисеева нашла уникальный способ заработать – этим летом она продала… свои волосы.


– Два года назад захотела сделать каре, и выяснилось, что на этом можно еще и деньги сделать. Изучила цены, подрастила волосы и в июле сходила на стрижку. 101 грамм волос длиной 50 сантиметров оценили в 200 рублей. Некоторые за сердце хватаются, когда узнают, но родители поддержали. Я же и без того собиралась прическу сменить, а тут совместила приятное с полезным.


Деньги от продажи волос, подаренное на праздники и средства от реализации вишни с приусадебного участка, разносить которую в этом году помогала Настя, девушка тщательно откладывает. На что – пока сказать не может. Четкой цели нет, скорее, «стабилизационный фонд». Красивые платья родители покупают и так:

– Если что-то захочу, просто говорю, а родители уже смотрят: если вещь хорошая – оплачивают. Иногда с оговоркой «это тебе на день рождения». Вот на осень хочу классную толстовку, надеюсь, согласятся!

Играем в игры и собираем фрукты 

У 12-летней Веры Анпилоговой свои собственные средства появились не так давно: 

– На даче помогаю соседке бабе Жене собирать яблоки и сливы. За это она дает пару рублей на мороженое. Мама в неделю выделяет рублей пять. Когда иду с хореографии или тренировок по гребле, могу захотеть чего-нибудь попить или перекусить, на это и трачу. Мама контролирует, на что именно уходят деньги: когда возможно, приношу ей чеки.


С начала года Вера начала копить на телефон, в «фонд мобильной связи» пошли все деньги, подаренные на день рождения, – около 100 рублей.

 
Ее ровесник Влад Потапов тоже только начинает думать о собственных финансах, но четкая схема уже проработана:

– Половину карманных денег мне дают родители – по 10 рублей каждую неделю. А еще пытаюсь зарабатывать на игровой платформе. В этой игре можно прокачивать скилы, выставлять их на рынок и торговаться. Продашь – можешь вывести в реальные деньги. Некоторые усовершенствования могут принести и до 100 рублей.


Такой же строгий план и по расходам. Конфетами, газировкой и необходимой одеждой снабжают родители, на себя Влад не тратится:

– Мне ничего не надо, крутые шмотки – это лишний понт. А вот папа мечтает купить хорошую машину, и я хочу ему помочь в осуществлении этой мечты.

Семиклассница Алена Гайворонская на доске лихо тормозит рядом с нами и охотно показывает кошелек: деньги на мороженое родители дают, но немного.


– И я стараюсь отложить даже с этой суммы, храню подарочные деньги, чтобы купить что-то хорошее. Так скопила и на этот пенниборд, он стоил 40 рублей.

«Мне нужно 100 рублей в месяц»

У 17-летней Александры Марковой проблем с финансами особо не было:

– Никакой системы карманных денег в нашей семье нет. Родители давали мне ровно столько, сколько действительно нужно. Если в этом месяце надо сходить на маникюр или потратить еще на какие-то свои девичьи штучки, то выделяли побольше. Если не надо, могли и не давать вовсе. Одежду могу брать и в секонд-хенде, получается недорого.


В этом году Саша окончила школу и стала студенткой исторического факультета БГУ. Будущая самостоятельная жизнь в новом городе потребовала нового плана действий.


– Я поступила на бюджет, общежитие мне дают, но родители продолжат помогать. Мы договорились, что они будут оплачивать мобильную связь, дорогу до дома и давать по 100 рублей в месяц. Со стипендии я планирую оплачивать общежитие и личные расходы типа маникюра или кафе. А на родительские – покупать еду и бытовую химию. Я все рассчитала, я мало ем, знаю, где подешевле купить, должно хватить. Считаю, зависеть от родителей молодой человек может до того момента, пока не начнет полноценно работать. Я собираюсь найти подработку в ближайшее время.

Андрей Маршалов тоже выпускник, но поступил в вуз в родном городе, потому пока остается под родительской крышей: 

– Я не шопоголик, не особо трачу на себя деньги, не гонюсь за модными шмотками, не хожу по клубам, поэтому родители всегда спокойно давали мне деньги на расходы. Раньше платили за хорошие оценки, но папа быстро понял, что обанкротится. Теперь дают по надобности. Иногда мне нужно не больше двадцатки в месяц, во время подготовки к экзаменам уходила и сотня. Дело в том, что живем мы в пригороде, нужно было к репетиторам постоянно ездить: возвращаешься поздно – вызываешь такси. Если действительно нужна какая-то вещь, прошу у родителей. Обычно не отказывают.


Но на купленные недавно за 300 рублей наушники Андрей скопил сам:

– Откладываю подаренные деньги и увеличиваю поток карманных за счет работы на участке. Дом мы только недавно поставили, а сейчас, к примеру, строим баню. Я выполняю часть работ – получаю вознаграждение. Папа шутит: «Сегодня кабель уложишь – еще месяц живешь с нами бесплатно!»

– Я тоже работаю! – тут же добавляет младший брат Андрея 11-летний Максим. – Приношу что-нибудь, ставлю папе штампики на бумаги. И еще он отдает мне сдачу из магазина. На день рождения мне дарили деньги, я не тратил и накопил на приставку!

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter