Что отражается в Рок-короне?

Семь лет проводится в Беларуси церемония Рок-коронации, во время которой награждаются лучшие по итогам ушедшего года коллективы и исполнители, работающие в жанре рок-музыки.
Семь лет проводится в Беларуси церемония Рок-коронации, во время которой награждаются лучшие по итогам ушедшего года коллективы и исполнители, работающие в жанре рок-музыки.

Если первые два-три года организаторы Рок-коронации - продюсерский центр Класс Клуб - Джаз крафт и издательская фирма Ковчег были полны оптимизма относительно будущего своего проекта, то в последние годы после проведения церемонии все чаще и увереннее раздаются голоса, что данная церемония станет последней. Не была в этом смысле исключением и Рок-коронация-2000. И организаторов можно понять, поскольку год от года подводить итоги становится все сложнее. В Рок-коронации, словно в зеркале отражаются многие тенденции жизни белорусского общества, которые, на первый взгляд, не всегда имеют прямое отношение к рок-музыке. Тем не менее их условно можно разделить на две группы: общественно-экономические и собственно музыкальные.

Начну с первого. Рок-коронация, напомню, впервые состоялась в помещении Альтернативного театра при очень весомой поддержке меценатов. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что все приглашенные тогда на церемонию, которая являла собой солидно подготовленный спектакль, автоматически попадали и на фуршет. Замечу при этом, что ничего подобного у наших соседей в России не было и нет до сих пор. Там рок-музыканты (Юрий Шевчук, например) становятся лауреатами практически попсовой премии Овация и чувствуют себя на церемонии словно не в своей тарелке. В Минске же на первые Рок-коронации приглашались и Виктор Вуячич, и Анатолий Ярмоленко, но при этом никто, во всяком случае явно, не высказывался относительно того, что, мол, эти эстрадники здесь делают. Рок-коронация уже тогда была толерантной и воспринималась скорее символом закончившегося года, нежели отражением реальных достижений рок-исполнителей.

Но после очень оптимистического начала сама церемония вскоре начала претерпевать изменения. И связаны они были в первую очередь вовсе не с музыкой, хотя уже после того, как Рок-королями на третьей Коронации признали сугубо попсовую группу Ляпис Трубецкой, причастные к церемонии впервые заговорили о профанации и измене ее сути. Но суть была совсем в ином. Напомню: частный бизнес, который в первую очередь и помогал организаторам церемонии, начал сворачиваться, Приорбанк лишил Альтернативный театр крыши, а Класс Клуб, стало быть, - возможности проводить концерты и открывать новые имена. На первый план вышла чисто финансовая проблема: чтобы провести очередную Рок-коронацию, нужны были деньги. И собрать их можно было только после концерта в большом зале. Тут уже было не до фуршетов и не до шикарных призов.

С другой стороны, утвердив себя, Рок-коронация вошла в орбиту белорусского шоу-бизнеса. Как бы к нему ни относились, но он есть такой, какой есть. При одном существенном условии: бизнеса нет тогда, когда деятельность не приносит доходов. О них - чуть ниже. Но, не имея твердых гарантий относительно будущего, Рок-коронация тем не менее утвердила себя в совершенно другом воплощении. А именно: как практически единственная национальная музыкальная премия по итогам года. И вот в этом-то и есть ее главное достижение. Причем сделано это было - еще раз подчеркну - без привлечения государственных средств.

Говоря практически единственная, я, конечно же, имею в виду и два ежегодных телеконкурса: Песню бярыце з сабой и Зорная ростань, которые тоже определяют лучших по итогам года. Но сравнивать их с Рок-коронацией нельзя по вполне понятным причинам, несмотря даже на то, что организаторы Песнi как-то даже отважились определять лучших и в жанре рок-музыки. Но дальше разового эксперимента дело не пошло.

Здесь вроде бы напрашивается предложение попробовать совместить интересы государства с устремлениями организаторов Рок-коронации. Думаю, дело это достаточно безнадежное с точки зрения финансовой, поскольку финансирование частного бизнеса государством - абсурд. Речь может идти лишь о некоем патронировании церемонии, и не разовом, а на протяжении года, в период подготовки к новому награждению. Что я имею в виду?

Жанр рок-музыки в Беларуси сам по себе очень неровный и далеко не однозначный (а по-иному и быть не может) имеет вполне определенную и очень многочисленную аудиторию. Но порой совершенно немотивированные его ограничения, доходящие даже до отмены ранее разрешенных концертов чуть ли не за час до их начала (здесь первенство твердо держит Могилев), вовсе не способствуют авторитету местной власти. Наоборот: молодежь начинает, мягко говоря, не уважать особо ретивых администраторов. Некоторые руководители культуры упрямо танцуют на знакомых граблях, забывая слова Жванецкого о том, что весь опыт - сзади. Подтверждением тому - польский пример, когда после введения в стране военного положения со всеми вытекающими из него ограничениями рок-жизнь никто и не подумал останавливать. И уже на втором месяце военного положения тур по Польше совершила знаменитая западная группа Iron Maiden. Наверное, у людей было более ясное понимание (даже в очень сложной обстановке!) всех аспектов молодежной субкультуры.

У нас, похоже, такое понимание отсутствует. Ну где еще можно представить проведение национальной, по сути, церемонии в концертном зале, при акцентированном присутствии нескольких десятков (!) стражей порядка, руководству которых даже не пришло в голову приказать им не только снять шапки в помещении, но хотя бы оставить в гардеробе верхнюю одежду! Это что - концерт в зоне? Видеокартинка с такого мероприятия за рубежом скажет все даже без слов! Такая культура...

Вот и получается: отсутствие спонсоров, ограничения количества концертов и непродуманный подход к их обеспечению, отсутствие данного жанра в эфире, прежде всего - телевизионном, неразвитость издательского рынка и, как следствие - невостребованность белорусских исполнителей на родине - все это так или иначе негативно влияет на развитие жанра. И, конечно же, отражается в Рок-короне.

И вот теперь можно перейти к музыкальным ее проблемам.

Показательный факт: на этот раз в анкетах для журналистов, организаторов концертной жизни, ди-джеев радиостанций появился дополнительный пункт. Требовалось определить лучшую группу столетия. Между строк явно читалось, что таким образом организаторы Рок-коронации желали отдать должное именно Песнярам, которые ранее уже участвовали в церемонии, и прежде всего Владимиру Мулявину. Владимир Георгиевич, обладатель именной звезды в Москве, на Рок-коронацию почему-то не явился. Да, завершение церемонии было из-за этого скомкано, но прежде всего от этого пострадал, мне кажется, сам Мулявин: хотим мы этого или нет, но игнорировать церемонию с каждым годом все сложнее.

Вот уже несколько лет, споря с организаторами Рок-коронации относительно присутствия в опросных анкетах тех или иных номинаций, я все больше склоняюсь к убеждению, что рамки церемонии следует раздвигать. Пусть название остается прежним, но ее содержание нужно усиливать за счет привлечения исполнителей из смежных с роком областей. Уже после награждения Ляписов прецедент был создан, ибо эту группу к рок-музыке относить можно было разве что с большой долей условности. Когда Рок-королями стала группа Крывi, использующая лишь только элементы рока, прецедент стал тенденцией. Почему же в таком случае не установить пару номинаций, касающихся классической эстрады? Академической музыки, наконец? Здесь, как мне кажется, и совпадут интересы организаторов Коронации и государства, а сама церемония приобретет черты именно национальной, всеобъемлющей, чего-то такого, что с большой, понятно, натяжкой, но можно будет ставить как аналог церемонии Грэмми, проводимой Национальной академией музыкальных искусств США. Я понимаю, что такая академия возникнет у нас по разным, в основном бюрократического толка, причинам нескоро. Но поскольку ничего иного, кроме Рок-коронации, в Беларуси нет, поискать пути сближения все-таки следует.

Вполне возможно, что без звания Рок-короли группа Ляпис Трубецкой и так бы сделала карьеру в России. Точно так же и Крывi, Палац, N.R.M., другие белорусские группы вполне успешно представляли бы Беларусь за ее пределами. Ведь это общеизвестно, что посредством музыки, в том числе и рока, та или иная страна может приобрести авторитет за границей не менее уверенно, чем при помощи дипломатии. В этом смысле тенденция общественная вполне успешно согласуется с тенденцией музыкальной. И государству вполне достаточно даже не помогать, а просто способствовать этим музыкантам. Да, они порой своенравны, резки в своих оценках происходящего, но что делать живущим только за счет исполнения музыки артистам, если они поставлены в нищенские условия? И это в то время, когда музыкальный шоу-бизнес - один из наиболее рентабельных в мире!

Рок-музыка должна быть в телеэфире. Это привлечет людей на концерты, увеличит реализацию записей. Таким образом, государство, не вкладывая ни копейки, в виде налогов получит прибыль в бюджет. Ну неужели кому-то еще нужно объяснять элементарные истины? Не государственная, а частная фирма Ковчег издала более 200 (!) наименований кассет и компакт-дисков белорусской музыки самых разных жанров и стилей: фольклора, камерной и симфонической, авторской, детской, джаза, рока, классической эстрады. Но если бы не было Ковчега, все это так бы и осталось мертвым грузом либо, в лучшем случае, приносило бы прибыль иным странам.

Таким образом, возведение Рок-коронации в ранг церемонии национальной (коей она по существу уже является), постепенное расширение ее рамок превратит это действо в главное музыкальное событие года не только для достаточно ограниченного числа участников и зрителей. Пока же все происходит как-то уж очень натужно и через не могу. Тогда, извините, чем могут быть вызваны претензии к значимости Рок-коронации, ее проведению и итогам? Из-за чего спорить?

Еще раз повторяю: пусть кто-то сделает лучше. Вот тогда-то и поспорим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter