Что осталось за кадром?

14 февраля телеканал ОНТ представит зрителям очередной фильм проекта «Кинометры войны»

«Кинометры  войны»  расскажут  об  историях  более  полусотни  картин,  снятых  на  «Беларусьфильме» 

14 февраля телеканал ОНТ представит зрителям очередной фильм проекта «Кинометры войны». На этот раз знаменитую картину «Волчья стая», снятую на «Беларусьфильме» в 1975 году режиссером Борисом Степановым по одноименной, тогда еще только что написанной повести Василя Быкова.

— Традиционно предшествовать показу картины будет посвященная ей  документальная лента. Она называется «Жестокие игры. Волчья стая» и рассказывает о тех страстях, которые кипели в кинематографической,  писательской среде в период работы Степанова и Быкова над фильмом. Не секрет, что человека, вступившего на путь творчества, ждут не только творческие муки. Входящему в мир искусства нередко приходится сталкиваться с жестокими правилами выживания, своего рода законами волчьей стаи. Почувствовать их на себе довелось и авторам фильма. Об этом  с экрана расскажут очевидцы тех событий, — говорит руководитель проекта Глеб Богомолов.

Цикл «Кинометры войны», приуроченный к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистких захватчиков, стартовал весной прошлого года. Его создатели предоставили зрителям прекрасную возможность вновь встретиться с замечательными, в разные годы снятыми на «Беларусьфильме» картинами о войне. В их числе «Венок сонетов», «Альпийская баллада», «Еще о войне», «Я родом из детства», «Знак беды», «Черная береза», «Зимородок», «Иван Макарович», «Водитель автобуса», «Восточный коридор», «Государственная граница»… К этому времени продемонстрировано уже два десятка художественных фильмов и столько же повествующих о них документальных лент. В поисках материала для них авторы проекта пересмотрели многие архивные документы и кадры кинохроники, записали больше сотни  интервью, встречались с десятками людей из мира кино и не только, собирая любопытные факты и подробности об историях создания разных фильмов. 

Наверняка не многие  знали, что из-за роли безымянного лейтенанта в картине «Водитель автобуса», только закончивший тогда Щепкинское училище Дмитрий Харатьян не снялся в фильме «Мы из джаза». Роль в этой теперь уже легендарной картине, на которую был утвержден молодой актер, отдали Игорю Скляру, потому что Харатьян предпочел съемки в Минске и вовремя не приехал в Москву.

В Беларуси состоялся экранный дебют знаменитой российской актрисы Анны Каменковой. Она стала главной героиней фильма «Девочка ищет отца». Будущую актрису помощники режиссера Льва Голуба нашли в песочнице, где маленькая москвичка бойко командовала детьми. И хотя студия была категорически против ее кандидатуры, мол, роль большая, через весь фильм, а ребенку всего-то пять лет, дочь легендарного «батьки Панаса» сыграла именно она — Аня Каменкова, девочка из СССР, покорившая зрителей многих стран. Кстати, в этом году картине «Девочка ищет отца» исполняется 50 лет.

Оказывается, непросто складывались отношения исполнителей главных ролей на съемочной площадке фильма «Альпийская баллада». Станислав Любшин не мог простить равнодушия к нему Любови Румянцевой. Когда снимали сцену, в которой Иван бьет Джулию по лицу, Любшин, по словам актрисы, делал это с особым чувством, а во время съемок сцены с поцелуем прокусил ей губу…

В каждой из документальных лент – своя оригинальная  линия, своя концепция, свои герои. По словам Глеба Богомолова, полный цикл «Кинометров войны» включает в себя более пятидесяти документальных лент, рассказывающих о картинах, созданных на «Беларусьфильме» в период с 1942-го по 2007 год. В ближайшее время на телеэкран выйдут истории о кинодраме «Свидетель» Валерия Рыбарева, о картине Ричарда Викторова «Третья ракета» по одноименному роману Василя Быкова. Сейчас завершаются съемки документальных лент о дилогии «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой», снятой Виктором Туровым по автобиографической прозе Алеся Адамовича.

Несмотря на то, что проект «Кинометры войны» еще не завершен, он уже привлек к себе внимание. На XI Евразийском телефоруме, который проходил минувшей осенью в Москве, документальный фильм  «Испытание на гибкость. Знак беды», посвященный знаменитой экранизации Михаилом  Пташуком повести Василя Быкова, стал  победителем в номинации «Мир культуры».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter