На телеканале Беларусь 1 появилась новая политическая программа

Что о политике знают Макей и Лавров

Когда 1 апреля в телевизионной сетке появился анонс программы «Макей и Лавров. О политике», многие подумали, что это самая настоящая «утка». Но нет, программу действительно ведут Макей и Лавров… Только не дипломаты, а политические обозреватели — Ольга и Глеб. Особенность проекта, кстати, не только в узнаваемых фамилиях, но и в том, что нет определенного дня выхода в эфир. Ведь неизвестно, когда в мире появится очередной политический информационный повод. «Телерадионеделя» побывала на одной из первых записей программы и узнала, связывают ли ведущих и министров иностранных дел родственные связи, почему короткий сюжет в десять минут приходится записывать несколько часов и придут ли на программу известные политические деятели?


«Коллега Макей». — «Коллега Лавров». Именно так ведущие обращаются друг к другу в эфире, да и в перерывах между записью программы поддерживают деловой тон. Ребята признаются, что в таком творческом тандеме работать им вполне комфортно. К тому же эта совместная программа для них — не первая. Вместе пара ведущих уже успела поработать на СТВ. «Макей была на острие атаки, я информационно подносил «снарядики», — поясняет Глеб Лавров. Хотя начинали оба ведущих с развлекательного жанра на ТВ. 20 лет назад Глеб, например, один из первых в команде известного молодежного проекта «5х5» на БТ. Уже позже журналисты стали интересоваться политическими новостями, в подтверждение тому — дипломы преподавателей социально-политических дисциплин. А с прошлого года ребята перешли в АТН в отдел политических обозревателей.

Как же возникла идея такого необычного проекта? Случайно. Вначале никто из руководства Белтелерадиокомпании и не сопоставлял фамилии двух ведущих. Ну есть небезызвестные Ольга Макей и Глеб Лавров. Но что может получиться вместе «Макей и Лавров», никому и в голову не приходило. Обратил внимание на интересное сочетание фамилий заместитель директора АТН Сергей Гусаченко. Тогда и началась разработка концепции. 

Сразу стало понятно, что в новом проекте речь пойдет именно о политике. Решили, что программа должна быть лаконичной – в течение семи—десяти минут в рамках «Панорамы» пара ведущих будет анализировать самые злободневные политические события на мировой арене. Конечно, что-то похожее есть на телевидении и на других каналах, в том числе и зарубежных. Но там, как правило, один человек в кадре. Здесь же название говорит само за себя: в эфире должно быть два ведущих, поэтому обязателен диалог — живой и непринужденный, как и у известных дипломатов. Ведущие признаются, что один из самых часто задаваемых вопросов, не родственники ли они министрам иностранных дел. Нет, родственные узы их не связывают. Хотя министры знают о существовании такого проекта. 

1 апреля в премьерном эфире Макей и Лавров обсуждали тему большого террора в Брюсселе. Специально для программы Ольга снимала сюжет из деревни Шенген Великого Герцогства Люксембург, где подписывалось одноименное соглашение, а также встречалась с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Королевстве Бельгия Андреем Евдоченко. Когда же выйдет вторая серия проекта, не знали и сами ведущие. Пока не вспыхнул очередной мировой скандал — были опубликованы документы об офшорных схемах одной панамской фирмы. Чем не тема для нового выпуска? Репортеры тут же принялись за дело. 

— Изначально хотели затронуть другую тему — поговорить о референдуме в Нидерландах об ассоциации Украины и Евросоюза, но накануне вечером родилась новая идея, мы ее быстро отработали — написали сценарий и приступили к съемкам, — говорит Ольга. 

Кстати, сценарий для будущей программы ведущие создают в тандеме. «В этот раз получилось так, что госпожа Макей провела весь день на «боевом посту»: снимала репортаж, поэтому в этом сценарии больше моего участия. Но все равно мы работаем командой. Поэтому Макей уже утром не отказала себе в удовольствии внести свои коррективы, переработать текст под себя. У каждого ведь свое дыхание», — добавляет Глеб. 

Пока разговариваем, технические работники готовят студию для записи: выставляют свет, настраивают камеры. Трудоемкий процесс и подготовка декораций. Как правило, на это уходит несколько часов. Именно поэтому производство короткой по хронометражу программы затягивается. Однако съемочная группа не сразу приступает к записи, сначала идет «тракт», что в переводе с телевизионного сленга означает прогон материала. Для чего он нужен? Режиссер проекта Наталья Жданович поясняет: «Так мы видим, как ведущие смотрятся в кадре, на какие камеры им лучше работать для удачной картинки. В съемке ведь задействовано пять камер. Затем начинается непосредственная запись. Мы, в свою очередь, должны успеть поменять графику, которая иллюстрирует те или иные реплики ведущих, а камеры должны успеть «словить» этот момент, что не всегда получается с первого раза. Затем — монтаж. Менее удачные куски мы выбрасываем, там же, где ведущие сработали лучше по интонации, оставляем. Поэтому и пишем несколько дублей».

Наталья Жданович указывает и на фишки новой программы. Так, активно в ней применяется экран современной студии «600 метров». На нем появляются картинки, графика, видеосюжеты. «К такому обилию графической информации наш зритель еще привыкает. После первого выпуска некоторые указывали на то, что картинки слишком много. Но мы стремимся сделать проект более художественным и красиво оформленным. Со второй программы зритель привыкнет к такой насыщенности». 

Тем временем ассистенты режиссера командуют: до начала записи десять секунд. Пишем! «Здравствуйте! С вами коллега Макей и коллега Лавров», — начинают ведущие. Затем каждый проговаривает свою реплику. Одна часть программы отснята. После этого небольшой перерыв. Ведущие напряжены, ведь записывается вторая программа. Ну и что — спросят многие. Дело в том, что у телевизионщиков есть такое понятие, как «проклятие» второй программы. У артистов, например, есть такие же предрассудки и по поводу второго альбома. Обычно он отнимает много сил и пишется долго. 

— А вообще, у нас, как в том анекдоте. Когда Дэвид Финчер снимал свой фильм «Девушка с татуировкой дракона», на главные роли подобрал Дэниела Крейга и Руни Мару. В первый день короткую сцену писали двадцать часов. На второй — такая же история. Пишут небольшую сцену фильма двадцать часов и в третий день. Тут Дэниел Крейг не выдерживает и спрашивает у режиссера: «Что не так?» Финчер отвечает: «Как актеры вы меня устраиваете, я ведь вас по кастингу выбирал из тысячи». — «Так в чем проблема?» — «В Норвегии всего четыре солнечных часа, поэтому люди улыбаются редко. Я же вас так долго мучаю, чтобы сошла ваша голливудская улыбка. Только в этой ситуации вы хоть как-то похожи на скандинавов». Так и я думаю, что и из нас делают скандинавов, — смеется Глеб. — Но это, конечно, шутка. Пишемся долго, потому что хотим, чтобы программа получилась качественной». 

Понаблюдать за процессом съемок приходит и главный директор Агентства телевизионных новостей Иван Эйсмонт. Он-то и расскажет, планируется ли на программу визит министров. 

— Если Владимир Макей не придет, мы придем, — смеется Иван Эйсмонт. — Я думаю, все возможно. Конечно, Макей и Лавров — два известных дипломата, поэтому их появление в проекте будет знаковым. Уверен, по некоторым вопросам, которые мы будем затрагивать в выпусках, выскажутся и эти люди. Мы обязательно их включим в программу. 

— Почему такой интересный проект не стоит в сетке программ отдельной строкой? – интересуюсь.

— Все очень просто: тема должна рождаться тогда, когда для этого есть повод. Так было и с этим выпуском – сначала планировали одну тему, а потом на марше поменяли идею. Но, помимо выбора предмета разговора, важен и сам авторский взгляд. Ведь ведущие анализируют то, о чем уже говорит весь мир. 

Тем временем ребята приступают к записи очередного дубля. Глеб и Ольга анализируют информационные сообщения мировых СМИ, однако потом высказывают свой взгляд на проблему. Выходит, программа субъективная?

Ольга Макей: — У нас одна тема, по которой мы изучаем средства массовой информации, приводим цитаты и примеры своих зарубежных коллег. Делаем такой общий срез по вопросу. Не хочется ведь представлять какую-то однобокую позицию. 

Глеб Лавров: — При этом у нас, как у людей, которые не первый год в «бизнесе», есть своя позиция, которую мы высказываем, и не только на этом проекте. Естественно, когда мы откуда-то берем информацию, представляем ее творчески. Говорим: вот посмотрите, как сделали наши коллеги, и больше так никогда не делайте.

— Формат программы для телевидения новый и интересный — нет четкого графика выхода в эфир. Но мне кажется, что нашему зрителю не хватает проекта о политике в чистом виде. Может, стоит делать основательную программу, большую в первую очередь по хронометражу, чтобы раскрыть свою точку зрения, чаще обращаться к тем политическим событиям, которые происходят в мире? 

Ольга Макей: — Пока мы решили стартовать с такого формата. «Макей и Лавров. О политике» выходит в рамках «Панорамы» по той причине, что мы хотим оперативно реагировать на важные и актуальные темы. Именно поэтому делаем программу в емком формате. 

Глеб Лавров: — К тому же, помимо этого проекта, мы занимаемся большим количеством работы. 

Ольга Макей: — Да, вся наша работа вертится вокруг политики. Недавно делала большой репортаж на тему отношений нашей страны и Евросоюза. Сегодня у нас одна тема, завтра будет что-то еще. Такая вереница событий. А чтобы делать длинную программу, нужно полностью прекратить весь информационный процесс и посвятить себя одному делу. Нам же интересно находиться в гуще событий: сегодня ты на саммите, завтра где-то еще. Так интереснее с журналистской точки зрения.

Глеб Лавров: — Но это точка зрения коллеги Макей. Мне же больше интересно постоянно находиться в этом процессе, но с теоретической точки зрения. И это нам, кстати, очень помогает при подготовке программы «Макей и Лавров. О политике». У нас разные темпы освоения информации, разные темпы нашей журналистской жизни. Хотя не считаю себя журналистом — я политический обозреватель. Это госпожа Макей у нас присутствует в гуще событий, а я больше за компьютером — анализирую. 

— Итоги исследования медиасреды говорят, что информационно-аналитические программы смотрят 27,2 процента телезрителей, что на 3,7 процента меньше по сравнению с прошлым годом. Неужели современное общество не интересует та же политика?

Глеб Лавров: — Конечно, интересует. Просто телевидение — достаточно консервативное СМИ, рассчитанное на определенную возрастную категорию. Я думаю, интерес к аналитике упал потому, что источников информации стало больше. И это необязательно противостояние печатных СМИ и телевизионных, а также интернета. В рамках единой информационной среды информационно-аналитических программ много. Вопрос в том, что каждая из них становится более специализированной, ищет своего зрителя. Есть программы, которые дают строгую информацию — в галстуке. Мы пытаемся найти свое звучание.

Ольга Макей: — Разнообразить программу какими-то интересными деталями, диалогами, графикой, чтобы мы отличались от других. Не хочется делать проект для узкой возрастной аудитории, хочется, чтобы ее смотрели все. 

— А поймет ли ее шестнадцатилетний зритель?

Глеб Лавров: — У СМИ есть и образовательная функция. Со счетов списывать ее не собираюсь ни в одном проекте. Мы работаем на ту аудиторию, которой понятны разные шутки, разные темы, которая может пошутить, а может и поговорить серьезно. Конечно, все не могут быть одинаково хорошо подкованы в теме. Но все же ориентируемся на массового зрителя, в массе своей готового к чему-то новому. 

После диалога Макей и Лавров снова приступают к съемкам. Нужно успеть записать программу, чтобы уже на следующий день она вышла в эфир. Очередной выпуск проекта смотрите в «Панораме» тогда, когда мир взбудоражит очередное интересное политическое событие.

bizyk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter