Что нужно сделать, чтобы покупательские предпочтения белорусов распространились на всю отечественную продукцию?

По данным Белстата, при покупке продуктов питания наши люди отдают предпочтение отечественным производителям.

По данным Белстата, при покупке продуктов питания наши люди отдают предпочтение отечественным производителям. По иным категориям товаров картина, увы, не столь радужна. Между тем выбор в пользу белорусских промтоваров, косметики и иной продукции имеет не столько даже патриотический, сколько экономический аспект. “Народная газета” задалась вопросом: “Что нужно сделать, чтобы покупательские предпочтения белорусов распространились на всю отечественную продукцию?"

Николай СТРЕЛЬЦОВ, академик Белорусской инженерно-технологической академии, почетный председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации:
— Вопрос сложнейший, именно его как раз мы собираемся предметно обсудить на заседании совета нашей ассоциации. Сложность этого вопроса в том, что в нем переплелись множество факторов: влияние Таможенного и Европейского союзов, потребительская психология, сформировавшиеся уже у многих традиции зарубежных шоп-туров... Но если сугубо запретительные меры в отношении импорта обычно малоэффективны, то разумная протекционистская политика государства, как показывает мировая практика, в определенной степени поддерживает отечественное производство и стимулирует потребление его продукции.

Анатолий АКАНТИНОВ, генеральный директор центра стратегического развития “Маркетинговые системы”:
— Для переключения внимания потребителей с импортных товаров на отечественные следует учитывать два момента. Первый из них — объективный, касающийся специфики производства: когда предприятие вынуждено закупать строго определенное сырье, не имея возможности ценового лавирования, оно заранее обречено на рыночный неуспех, если ему не будет оказана госпомощь. Но есть и субъективный момент: предприятие может выпускать неплохую продукцию, однако при этом проигрывать маркетинговые войны зарубежным конкурентам, умеющим выстраивать взаимоотношения с торговлей, рекламную стратегию. Выход — в нестандартных ходах, создании и позиционировании “регионального товара”, четком расчете не только “как произвести”, но и “кому продать”.

Дмитрий МАТИЕВСКИЙ, строитель:
— Возьмем любой продуктовый магазин, в котором жители из близлежащих домов бывают почти каждый день. Зачастую заметить среди иностранных наши отечественные товары невозможно: порой не хватает яркости в оформлении оберток и упаковок, а иногда их так далеко или высоко ставят, что приходится буквально пересматривать все на полках в поисках белорусского продукта. Еще один пример. У касс, где так и тянется рука что-то купить, находятся в основном товары иностранных производителей. Думаю, что продавцы и магазины в целом должны быть заинтересованы в продаже именно отечественного товара.

Кристина ШОЛОМИЦКАЯ, специалист по делам с общественностью:
— Реклама — это бесспорный двигатель торговли. Ученые много раз доказывали путем проведения экспериментов, насколько сильно она воздействует на сознание. В результате мы действительно чаще покупаем прорекламированные товары. Но, включая телевизор, я иногда недоумеваю: реклама отечественных товаров теряется среди знаменитых кока-кол и сникерсов. Безусловно, есть отличные примеры пиара нашей продукции: кваса, колбас, сотовой связи. Пока что этот список невелик, но если предприятия целенаправленно займутся продвижением своих продуктов, выделят средства на качественную рекламу, то и спрос вырастет.

Александр КУДЬКО, системный администратор:
— Готов покупать даже дорогостоящие отечественные товары, главное, чтобы качество соответствовало цене. Особенно доволен нашей молочной продукцией, не зря она пользуется спросом и за рубежом. Стопроцентное качество, вкус, современные технологии приготовления — все это, уверен, сказывается на росте потребительского интереса. Кроме того, высоким качеством отличаются белорусская одежда и обувь. Необходимо только чуть разнообразить ассортимент и быстрее реагировать на смену модных тенденций. Если предприятия будут соответствовать этим критериям, залог успеха среди отечественного потребителя обеспечен.

Виктория СОЛЬЦ, гостья белорусской столицы, жительница Москвы:
— Думаю, зачастую проблема здесь не столько в ваших товарах, сколько в головах ваших потребителей. В Москве, например, белорусская картошка стоит дороже, чем российская или голландская, но мы берем именно ее: вкусная и без химии. А в Беларуси моя подруга покупает порой голландскую! Не понимаю и тех, кто, живя здесь, предпочитает марсы-сникерсы белорусскому шоколаду, сохранившему не просто высокое качество, а еще и настоящий вкус нашего детства. Бываю в Минске и Бресте довольно часто и всегда везу в подарок семье и друзьям ваши товары. Причем не только сметану и колбасу (об их качестве белорусы как раз знают), а еще и хлеб, игрушки, одежду, обувь, столовое белье, хрусталь... Думаю, кому-то выгодно заполнять белорусские прилавки импортом. Но не покупателям, это уж точно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter