Что нового в храме

Попрощавшись с друзьями и подружками на берегу реки беззаботного детства, отчалил в новообретенную альма-матер студент.
Попрощавшись с друзьями и подружками на берегу реки беззаботного детства, отчалил в новообретенную альма-матер студент. Обещал вернуться к родным пенатам, если только "не сведут с ума римляне и греки, сочинившие тома для библиотеки". Таких, как этот малый, у нас, прямо скажем, тьма. В госвузы прибыли свыше 58 тысяч новоиспеченных студентов. Государственные средние специальные учебные заведения пополнились почти 50 тысячами юношей и девушек. Частные вузы уже приняли в свои стены примерно 11,5 тысячи платных студентов, а частные средние специальные учебные заведения - более 2 тысяч учащихся.

В целом по стране более 120 тысяч первокурсников повсеместно уселись на студенческую скамью. В среде вчерашних абитуриентов еще не все экзаменационные страсти и страхи пережиты. Стало быть, самое время оглянуться на "вступительный" август.

Посмотрим, как оценила прошедшую кампанию государственная комиссия по контролю вступительных экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях. Ее оценка по определению строга: ведь возглавлял комиссию председатель Комитета госконтроля А.Тозик, в ее составе работали компетентные и авторитетные педагоги, осмысливала процесс специально созданная информационно-аналитическая группа.

Если говорить о ступени высшей школы, то все имеющиеся в стране 43 государственных вуза и 12 частных вузов (впервые!) подверглись взыскательному мониторингу. Обеспечивалось оперативное реагирование на сигналы, поступившие по телефонам "горячей линии". Контролировалось надлежащее рассмотрение апелляций по экзаменам в вузы (таковых поступило 447, притом более 30 процентов из них были удовлетворены). А в целом госкомиссия, комиссии учебных заведений, Министерство образования "перелопатили" 11 тысяч обращений. Суть, разумеется, не только в количестве, а в том, что прежде всего юные на первом личном жизненном опыте убедились в том, что понятие "справедливость" не утратило своего значения в их родной стране.

Стоит заметить, что госкомиссия создавалась с единственной целью: обеспечить честную конкуренцию знаний и объективность экзаменаторов, пресечь такое наметившееся было явление, как открытая "покупка" мест в аудитории для своих чад богатыми родителями. Как показала практика последних лет, социально-политическая эта цель вполне достижима. И в 2001 году она успешно достигнута. А госкомиссия между тем за время своего "сезонного" существования углубилась, что называется, в суть проблемы и потому предлагает обществу ряд наблюдений, касающихся не собственно нарушений, а самой системы распознания интеллекта и организации экзаменов в масштабах страны.

Итак, что было неладно, не до конца продумано?

Летом всех радовала новация: подавать документы можно в несколько заведений сразу. Идея, выдвинутая государством, вдохновила молодежь. 37 процентов абитуриентов воспользовались правом расширенного выбора. За счет этого средний конкурс по республике в государственные вузы увеличился до 3,4 человека на место (в 2000 году он составлял 2,7). Однако реализация права несколько раз испытать судьбу за одно лето проходила далеко не так гладко, как задумывалось. То ксерокопии документов у ребят не принимали, то их негде было оперативно изготовить. Совпадали дни экзаменов в тех вузах, куда нацелились предприимчивые абитуриенты. Одним словом, по части организации нового процесса госкомиссия поставила Министерству образования, пожалуй, "тройку". Ему дано задание на будущее лето: разобраться в произошедшем, зачистить "хвосты" и подобных ошибок не повторять.

Государственная комиссия поставила несколько пометок "Nota bene" (обратить внимание) на полях, образно говоря, экзаменационных работ.

Сколько уже говорилось о том, что анахронично выглядит практика так называемого целевого набора? Он в стране остается несостязательным. Средний конкурс по целевому набору составил 1,6 человека на место. Но это средний, а типична практика выдачи одного направления на одно место. Или вот факт: Гомельская область на 30 плановых целевых мест по специальности "Зоотехния" направила 3 человека. Тут уж явно не до соревнования: абитуриентов в вуз тянут за уши.

Проблема между тем действительно общегосударственная, а корнями она заглублена в сотни деревенских школ, где качество среднего образования разительно отличается от усредненного по стране и тем более от стандартов областных центров, не говоря уже о требованиях престижных столичных вузов. Впрочем, не пытаясь объять необъятную ширь этой проблемы, госкомиссия в части целевого набора в вузы посчитала необходимым рекомендовать Совету Министров сделать хотя бы те выводы, которые в наших условиях необходимы и возможны. По коллегиальному мнению членов государственной комиссии, целевой набор по специальностям сельскохозяйственного, медицинского и педагогического профилей не должен превышать 50 процентов, а по другим специальностям - 20. По правоведческим специальностям (таких специалистов в стране избыток) его и вовсе следует отменить. Рациональные эти перемены потребуют изменений в Положении о целевом наборе, которое Совмин утверждал не далее чем в марте 2000 года.

Учителя, журналисты и родители не первый год живо обсуждают проблему подлинной цены школьных золотых и серебряных медалей. В 2001 году она своей актуальности не утратила. Примерно 15,5 тысячи награжденных отличием выпускников школ штурмовали бастионы высшего образования. Испытание выдержали только около 6,5 тысячи отличников. Более половины ребят статуса медалиста не подтвердили.

Хуже других предметов, как показывает анализ итогов экзаменов, абитуриенты знают химию и математику. Примерно 25 процентов (четверть!) соискателей студенческого билета засыпались на письменном экзамене по этим предметам. Это громкий звонок для системы базового национального образования: слабоват уклон в трудоемкие точные науки. В Высшем государственном колледже связи из 544 абитуриентов 308 дружно завалили математику письменно. Вот такая печальная арифметика.

"Эксперимент по использованию результатов централизованного тестирования при приеме в вузы на специальности технического, сельскохозяйственного и военного профилей, по мнению государственной комиссии, себя оправдал", - значится в аналитическом заключении. Но! Тесты мы используем заимствованные, российские (за них приходится платить), а оригинальные тесты по белорусскому языку, разработанные Республиканским институтом контроля знаний, оказались слишком простыми.

Далеко не беспроблемно развиваются платные формы обучения в государственных вузах, на чем также акцентировала внимание госкомиссия.

Еще один вывод временного этого органа, чьей прерогативой стал взгляд на вступительную кампанию с высокой государственной колокольни, можно признать основополагающим - именно в части равенства прав молодых людей на доступ к высшему и среднему специальному образованию. Образование это становится многоступенчатым, разноуровневым - вообще разнообразным. Вступительные испытания - это уже не только экзамен, но и тестирование, и собеседование. Высшая школа - она и академическая, и университетская, и институтская. И все это, в принципе, хорошо. Это обеспечивает ряд альтернатив, богатство свободного выбора для молодого человека. Есть опять-таки существенное "но", и преодолеть его комиссия предлагает выработкой единой нормативной базы: "Требования к проведению вступительных экзаменов, учебному процессу в учебных заведениях всех форм собственности должны соответствовать единому стандарту, установленному государством".

Умозаключения, как частные, так и концептуальные, были доложены Президенту. Как пресса о том уже сообщала, А.Г.Лукашенко позитивно оценил деятельность государственной комиссии. Она будет формироваться и впредь, на горячую пору вступительных испытаний.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter