Эскизы костюмов "Песняров" выставят в Национальном историческом музее

Что носили Владимир Георгиевич и его команда

О том, что 17 эскизов костюмов, созданных для музыкантов ансамбля «Песняры», могут попасть в фонды Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси (филиала Национального исторического музея), мы узнали еще осенью и с тех пор внимательно отслеживали ситуацию. Покупка раритетов увенчалась успехом, и в ближайшее время в Национальном историческом можно будет увидеть выставку, посвященную маэстро, центральными экспонатами которой станут уникальные наброски.

Фото Артура ПРУПАСА

Хранитель Татьяна Бушева призналась, что идея пополнить коллекцию изобразительного искусства музея истории театральной и музыкальной культуры не отпускала ее с того момента, когда она впервые увидела эскизы костюмов, сделанные художницами Валентиной Бартловой и Галиной Кривоблоцкой:

— Когда мы готовили выставочный проект к юбилею Мулявина, попросили у авторов эти эскизы — и я поняла, что просто не смогу с ними расстаться, выпустить их из рук. Их необходимо сохранить для потомков, и белорусы должны иметь возможность их видеть. Это удивительно красивые костюмы, и что самое ценное — каждый эскиз утверждал лично Владимир Мулявин: можете взглянуть, с обратной стороны его рукой написано «Согласен» и стоит подпись. Мулявин, по воспоминаниям, крайне щепетильно относился к подаче выступлений ансамбля на сцене.

Обсуждение костюмов

На 11 рисунках мы видим костюмы к постановке рок–оперы «Песня о доле», премьера которой прошла 40 лет назад на сцене Белгосфилармонии. На обороте каждого эскиза прописаны детали: имя персонажа, кто его играет (к примеру, Леонид Борткевич — Гость, Анатолий Кашепаров — Пастушок), какие аксессуары потребуются: допустим, сделать Пастушку дудочку. Обозначены и элементы костюма — головной убор, рубаха или свитка, а также из какой ткани они пошиты («Свитка — ткань плательная арт. 21367» или «Пояс — льняная веревка»). Еще на 6 листах — изображения костюмов для американского турне «Песняров», которое в 1976 году прошло триумфально.

Валентина Бартлова, сегодня лауреат Государственной премии, а в те годы выпускница Белорусского театрально–художественного института, вспоминает:

— Мне кажется, Мулявин тогда искал какое–то новое видение. Во всяком случае, когда мы принесли ему свои предложения — эскизы костюмов и сценографии к «Песне о доле» (а мы придумали несколько вариантов), он посмотрел с интересом. У нас с Леонидом Бартловым и Галиной Кривоблоцкой был первый опыт подобной работы, но в некотором смысле это и хорошо: сразу же получить такое доверие. Первая рок–опера в Беларуси, эскизы утверждались в Министерстве культуры на самом высоком уровне, худсовет длился долго и напряженно. Но последнее слово было за Мулявиным, а Владимир Георгиевич сказал: «Я этим ребятам доверяю, они будут работать». Помню, как мы апробировали костюмы на сцене, репетиции шли по ночам, потому что днем зал филармонии был занят, и мы начинали в 23.00, после концертов. Тогда сводилась музыка, ставилась хореография. «Песняры» всегда были довольно статичным коллективом, но для «Песни о доле» пригласили Валентину Гаевую. Кстати, именно в этой постановке впервые появились в республике лазерные установки, их специально привезли из Украины, было очень красиво.

Образы брались не с потолка: художники читали стихи Янки Купалы, слушали прямо по ходу сочинявшуюся музыку, собирались вместе с режиссером Валерием Яшкиным и с самим Мулявиным, обсуждали, спорили, искали общее видение.

— Костюмы шили в пошивочном цехе оперного театра, — делится подробностями Галина Кривоблоцкая. — На «Песню о доле» пошел оршанский лен, пояса мы крутили сами. Для солистки Людмилы Исуповой, которая одна воплощала все женские роли, создавали много аксессуаров, чтобы быстро менять образы — фартуки, косынки–намитки, сорочки... Когда создавали костюмы для американского турне, искали кримплен, обзванивали магазины по районам. Нашли чудесный белый, даже немного эластик, целый рулон — хорошая импортная ткань, по ней делали вышивку. Брюки подбирали на камвольном комбинате, сапожки шили в специальном обувном ателье.

Да, сами наряды до нас не дошли, сорок лет давности — не шутка, а у «Песняров» никогда не было большого склада для хранения реквизита. Но благодаря сохранившимся эскизам и пометкам мы можем с большей или меньшей точностью представить, как выглядели костюмы музыкантов. Приобретение рисунков стало возможно благодаря спонсорской помощи, рассказал генеральный директор Национального исторического музея Олег Рыжков:

— У музея есть несколько надежных партнеров, которые проводят политику, ориентированную на сохранение и умножение нашего национального достояния, на то, чтобы оно оставалось в стране. А что Мулявин и его наследие, безусловно, являются национальным достоянием Беларуси — неоспоримый факт. Поэтому когда к нам в руки попали эти эскизы, мы обратились к одному из своих постоянных партнеров и получили согласие не только на выкуп коллекции, но и на дальнейшую ее популяризацию. В итоге идея презентации эскизов вылилась в глобальный проект, который Национальный исторический музей создает вместе с музеем Владимира Мулявина в Белгосфилармонии.


В экспозицию выставки, которая откроется 22 февраля, кроме недавно купленных рисунков войдет множество экспонатов, связанных с историей ВИА «Песняры» и лично его основателем, из фондов Национального исторического музея и Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры. В том числе нотные рукописи музыканта, эскизы сценических костюмов для ансамбля, разработанные художниками Юрием Пискуном и Ольгой Демкиной, множество редких фотографий «Песняров», афиши, оригинальные концертные наряды музыканта, его личные вещи, предоставленные детьми, и даже любимая гитара.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 34 (25169). Суббота, 18 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter